Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (укр.Харківське державне авіаційне виробниче підприємство; ХГАПП, ранее — ХАПО, ХАЗ, 135-й завод) — предприятие авиационного машиностроения в городе Харькове.
ХАЗ строился по концессии немецкой фирмой «Юнкерс». В 1927 годуСССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн. рублей (350 тысяч червонцев) и взял заводы в своё управление.[2]
В 1980-ых назван Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО).
В конце 1990-х назван Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ХГАПП); в 2000-х годах находится в ведении министерства промышленной политики Украины.
Выпускавшиеся самолёты
Первый серийный самолёт завода 5-местный пасс. самолёт К-4 Калинина — над Харьковом. 1928
Список неполон. Дополняйте, пожалуйста!
Первым выпущенным самолётом был пассажирский К-2 (самолёт) Калинина (1927) — 1 экземпляр.
В течение последних двадцати лет Харьковский авиазавод успешно сотрудничает с известным АНТК им. О. К. Антонова. Следом за серийным выпуском транспортных самолётов Ан-72 и Ан-72П было освоено производство самолёта Ан-74. В настоящее время создано и изготавливается семейство многоцелевых самолётов Ан-74: лёгкий транспортный самолёт Ан-74Т, грузопассажирский самолёт Ан-74ТК, административный самолёт Ан-74П-100, Ан-74ТК-200 и принципиально новая модификация Ан-74ТК-300. Самолёты этого семейства работают в условиях Арктики и Антарктиды, осуществляют полёты в труднодоступные высокогорные районы Южной Америки, обеспечивают транспортирование грузов и пассажиров в пустыне Сахара.
В конце 1990-х годов Харьковский авиазавод начал серийное производство регионального 52-местного пассажирского самолёта Ан-140. Он предназначен для пассажирских и грузовых перевозок и заменит в ближайшее время на авиалиниях самолёты Ан-24 и Ан-26.
В годы независимости Украины награждён премиями: «Золотой Меркурий», «Международной золотой звездой», призом «За лучшую торговую марку».
Финансовое состояние
По данным АУБ (Ассоциации украинских банков), задолженность ХГАПП перед банками в 2008 году составляла 840 млн гривен. Ежемесячно с завода увольнялось до 50 человек. Причинами увольнений являлись невыплата зарплаты и непродуманная реструктуризация предприятия.
Объем реализации продукции ХГАПП в 2008 г. составил 104 миллионов грн., в том числе экспорт — 91 млн грн. Экспортировались в основном агрегаты самолета Ан-140-100 для компании HESA (Иран).
13 декабря2010 года бывший директор предприятия Павел Науменко был приговорён Киевским районным судом города Харькова за растрату 48 миллионов гривен (9,5 миллиона долларов по курсу 2006 года) к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества и хищение государственных средств[3] (в суде доказана растрата 48 миллионов гривен).
В соответствии с Постановлением коллегии судей Судебной палаты по уголовным делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16 февраля 2012 года, приговор Киевского районного суда г. Харькова от 13.12.2010 года и постановление Апелляционного суда Полтавской области от 19.07.2011 года были отменены. Павел Науменко был освобожден, а дело направлено на новое расследование http://kommersant.ua/news/1892181
В октябре 2014 года ХГАПП объявило об банкротстве. [4]
Исторические факты
Один из крупнейших самолётов того времени, семимоторный самолёт-гигант К-7 был создан на ХАЗе в КБ Калинина в 1933 году. Его называли «воздушный Госпром».[5]
Заводской аэродром «Сокольники» (официальное название с 1923 года) имеет также разговорное название Харьков-Северный. Ранее название Харьков-Северный носил Аэродром ХАИ, существовавший до 1970-х годов.
За время с 2005 по середину 2009 года Харьковский авиазавод, несмотря на имевшиеся заказы (в частности, ливийские) выпустил лишь один самолёт — Ан-74-300 для Муамара Каддафи в мае 2009 года.[6] Для сравнения, в 1980-х годах за тот же срок (4 с половиной года) было выпущено более 320-ти Ту-134[7].
Примечания
↑ 12«Полетели!» Газета «Час пик» (Харьков), № 3 (450), 20 января 2010, стр.3
Иванов И. Харьковский авиационный: 82 года борьбы // Наука и техника : журн. — Харьков: Наука и Техника, 2008. — № 9 (28). — С. 36—44.
Булат В. Мы будем строить самолеты! // Харьковские известия : газета. — Харьков: Харьковский городской совет, 2009. — № 64 (2033). — С. 1-2.
Звоницкий Э.М. V, VII главы // Защитник Отечества. 60 лет Великой Победы. 1945-2005. — Харьков: Наш городок, 2005. — 284 с. — не указаны экз. — ISBN 5-88590-272-2.