18-10-2023
Корпорация «Богдан» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Основатели | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
О.В. Свинарчук |
Отрасль |
Автомобилестроение |
Продукция |
легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы |
Сайт |
www.bogdan.ua |
Корпорация «Богда́н» — украинская автомобилестроительная корпорация, один из главных производителей на автомобильном рынке Украины.
В 2000 году компания «Богдан» начала производство легковых автомобилей из машинокомплектов Волжского автомобильного завода.
В апреле 2004 было подписано генеральное соглашение с Isuzu Motors Limited (Япония), в соответствии с которым компания "Богдан" получила право продавать автобусы "Isuzu" украинского производства на территории Украины под названием "Богдан" (за пределами Украины - под наименованием "Isuzu")[1].
22 февраля 2005 была создана корпорация «Богдан»[2]. С 31 марта 2005 года правительство Украины установило 20% пошлину на импорт автомобилей (с августа 2005 года она была увеличена до 25%), это стимулировало развитие автосборочного производства[3]. Всего в 2005 году корпорация выпустила 2185 автобусов и грузовиков[4].
28 февраля 2006 корпорация «Богдан», "Isuzu Motors Limited" (Япония) и "Sojitz Corporation" (Япония) подписали трёхсторонний договор о создании совместного предприятия ЗАО «Автомобильная компания Исузу Украина» по продажам автомобилей на территории Украины. В дальнейшем, на автомобильной выставке SIA-2006 (Киев) был представлен автобус "Богдан А-100", построенный на шасси грузовика Isuzu NQR[5]
В апреле 2006 года состоялось открытие первой очереди автобусного производства в Луцке[6].
В 2007 году было подписано соглашение с южнокорейской корпорацией Hyundai о лицензионном производстве по методу CKD (сварка, покраска, сборка) трёх моделей легковых автомашин: сначала Hyundai Tucson[7], а затем Hyundai Accent и Hyundai Elantra XD. В этом же году было объявлено о намерении начать производство троллейбусов (в феврале 2007 г. на базе автобуса А-231 был изготовлен первый демонстрационный образец троллейбуса)[8]
В дальнейшем, на состояние автомобильной промышленности Украины оказало влияние вступление Украины в ВТО весной 2008 года.
28 мая 2008 корпорация объявила о намерении начать производство автобусов туристического класса в сентябре 2008 года. Первые 12 автобусов модели «Богдан А401.60» планировалось выпустить до конца 2008 года[9].
20 июня 2008 было введено в эксплуатацию первое за время существования независимой Украины автомобилестроительное предприятие - завод ДП «Автосборочный завод № 3» ПАО "Автомобильная Компания «Богдан Моторс» по крупноузловой сборке грузовых автомобилей в г. Черкассы (на 4 тыс. рабочих мест). Объем инвестиций в этот проект составил более 330 млн долларов[10].
Весной 2009 года произошли изменения среди собственников корпорации: П. А. Порошенко продал свою долю акций О. В. Свинарчуку[11].
6 апреля 2009 года корпорация "Богдан" приняла решение разорвать партнерские отношения с южнокорейским автопроизводителем Kia Motors Co. и прекратить сбыт автомашин Kia на территории Украины[12].
29 октября 2009 года, после завершения капитализации ЛуАЗа (в результате которой все производственные активы вошли в состав одного предприятия — ОАО «ЛуАЗ»), Луцкий автомобильный завод был переименован в ОАО "Автомобильная Компания «Богдан Моторс»[13].
В конце 2009 года началось производство легкового коммерческого автомобиля Богдан-2310 на базе ВАЗ 2110.
Весной 2010 года на базе ВАЗ-2110 было начато производство автомашины Богдан-2312.
Летом 2010 года "Богдан" и чешская компания-производитель электрооборудования "Cegelec" подписали соглашение о совместном производстве троллейбусов[14].
7 декабря 2010 года для МВД Украины были поставлены 10 автобусов для перевозки заключённых, изготовленные на базе автобусов "Богдан А-092"[15].
В марте 2011 года ОАО «Черкасский автобус» было выведено из корпорации «Богдан» после продажи контрольного пакета акций[16], производство автобусов было сосредоточено на вошедшем в состав корпорации Луцком автомобильном заводе.
В январе-сентябре 2011 года корпорация выпустила 15,9 тыс. автомашин[17].
В ноябре 2011 года корпорация объявила о намерении начать серийное производство автобусов малого класса серии "Богдан А20" на агрегатной базе Hyundai[18].
В июле 2012 года в связи с отсутствием спроса приостановились продажи автобусов "Богдан" на внутреннем рынке Украины[19] (в сентябре 2012 был выпущен ещё 1 автобус)[20].
1 сентября 2012 года в России был введён утилизационный сбор на автомашины, что привело к снижению конкурентоспособности автомобилей украинского производства, в наибольшей степени пострадала корпорация "Богдан" (поставлявшая в Россию свыше 50% выпущенной продукции)[21].
В 2012 году корпорация сократила объём производства автомашин на 36,2 %, до 13 455 шт.[22].
14 марта 2013 года правительство Украины ввело пошлины на импорт новых легковых автомобилей, что увеличило конкурентоспособность автомашин украинского производства[23] и увеличило долю корпорации "Богдан" на авторынке Украины[24].
В июле 2013 был изготовлен один специальный автобус "Богдан А-231" для Службы внешней разведки Украины[25].
После подписания соглашения с китайской компанией "China Anhui Jianghuai Automobile Co. Ltd"[26], 12 августа 2013 корпорация освоила выпуск новой модели легковой автомашины - китайской JAС J5[27]. Кроме того, в октябре 2013 года представители китайской корпорации "Lifan Group" сообщили, что с корпорацией "Богдан" заключено соглашение о начале крупноузловой сборки ещё двух моделей легковых машин китайского производства (Lifan 620 и Lifan Х60)[28] (изготовление первого седана JAС J5 было завершено 13 декабря 2013)[29].
В 2013 году корпорация уменьшила объём производства автомашин почти вдвое, до 6733 шт.[30].
14 января 2014[31] руководство корпорации приняло решение приостановить деятельность 9 из 26 представительств Национальной сервисно-сбытовой сети "Богдан-Авто" (входящей в корпорацию "Богдан"). 15 февраля 2014 прекратили деятельность представительства "Богдан-Авто" в Запорожье, Кировограде, Днепропетровске, Кременчуге, Сумах, Тернополе, Житомире, Черкассах и Виннице[32].
В апреле 2014 корпорация объявила о завершении сотрудничества с «АвтоВАЗ» и прекращении выпуска моделей Богдан-2110 (Лада 2110), Богдан-2111 (Лада 2111), Богдан-2310[33].
В июне 2014 был остановлен черкасский автозавод корпорации[34] (по состоянию на 11 февраля 2015, производство не возобновлялось)[35].
В январе - сентябре 2014 года чистый убыток корпорации увеличился в 6,4 раз[36]
В начале ноября 2014 руководство корпорации объявило о намерении перепрофилировать часть бизнеса под продажу подержанного автотранспорта[37]
24 декабря 2014 корпорация подписала контракт с иранской компанией "Saipa", в соответствии с которым сеть «Богдан-Автотрейд» получила право на продажи на территории Украины легковой машины "Saipa Tiba" иранского производства[38]
В 2014 году корпорация "Богдан" принимала участие в исполнении военного заказа:
В феврале 2015 года было объявлено о намерении корпорации "Богдан" начать выпуск на Черкасском автозаводе лёгких грузовиков Hyundai двойного назначения[43].
С 2005 года наблюдательный совет корпорации «Богдан» возглавляет О. В. Свинарчук.
Производственные мощности корпорации «Богдан» позволяют изготавливать 120—150 тыс. легковых автомашин, до 9 тыс. автобусов и троллейбусов всех классов, а также приблизительно 15 тыс. грузовых автомобилей и специализированной техники. Все производственные процессы максимально автоматизированы.
Заводы компании расположены в Луцке и Черкассах. В состав корпорации «Богдан» входит около 20 компаний, среди которых:
ДП «Автосборочный завод № 2» ПАО "Автомобильная Компания «Богдан Моторс» в городе Черкассы является самым современным предприятием Украины по полномасштабному производству легковых автомобилей. Предприятие насчитывает 2 цеха сборки автомобилей, 2 цеха сварки, цеха доводки, тестирования и логистики, а также комплекс лакопокраски кузовов и окраски пластмасс. Мощность предприятия составляет 120 000 — 150 000 легковых автомобилей в год.
9 сентября 2008 было завершено строительство завода ДП «Автосборочный завод № 3» ПАО "Автомобильная Компания «Богдан Моторс» по крупноузловой сборке грузовых автомобилей в городе Черкассы. Предприятие имеет новейшее оборудование и цеха по сборке грузовиков, производства надстроек, сварки, диагностический и логистический. Проектная мощность завода 15000 автомобилей в год.
На заводе изготавливают три модели грузовиков: две среднетоннажные ISUZU NQR71P / R (ISUZU NPR75L-KL/LL) и ISUZU NMR85L, а также малотоннажный ISUZU NLR85AL
Завод может изготавливать до 8000 автобусов и троллейбусов в год. Предприятие имеет прессово-заготовительное, кузовное, окрасочное, сборочное производство, комплекс диагностики, доводки и сдачи.
Завод выпускает малые, средние, большие, сверхбольшие автобусы и троллейбусы различных модификаций; в частности, туристические, междугородные, пригородные, городские, специализированные и школьные.
Автобус Богдан А-092
Автобус Богдан-А1445
Троллейбус Богдан Т601.11
Троллейбус «Богдан» на маршруте Симферополь-Ялта
|
|
---|---|
Городские автобусы малой вместительности | А049 • А064 • А065 • А067 • А06921 • А06900 • А081 |
Городские автобусы средней вместительности | А091 • А092 • А09201 • А09202 • А09204 • А09205 • А09280 • А093 • A20110 • A20111 • A30210 |
Городские автобусы большой вместительности | А501 • А601 • А144 |
Городские автобусы особо большой вместительности | А231 • А801 |
Пригородные автобусы малой вместительности | А09211 • А09212 • А0921 • A20310 • A20311 • А30141 |
Пригородные автобусы средней вместительности | А145 |
Туристические автобусы | А40160 |
Школьные автобусы | A20410 • A20411 • А30171 • А30172 |
Троллейбусы | Е231 • Т501 • Т601.11 • Т601.12 • Т701.10 • Т701.15 • Т801.10 • Т901.10 |
Спецтранспорт | С09211 • А09203 • А092 КВ • А92 Н |
Легковые автомобили | 2110 • 2111 • 2310 • 2312 |
Автосборочный завод «Богдан» №2.