25-05-2023
Государственный музей авиации Украины укр. Державний музей авіації України |
|
---|---|
Слева направо — Ту-22М0, М2, М3 и Ту-134 УБЛ |
|
Дата основания | 7 марта 2001 |
Местонахождение | Украина, Киев, ул. Медовая, 1 |
Директор | Зиатдинов Юрий Кашафович |
aviamuseum.com.ua | |
Государственный музей авиации Украины на Викискладе |
Государственный музей авиации Украины (укр. Державний музей авіації України) — крупнейший на Украине музей технического профиля. Находится в Киеве около аэропорта Жуляны.
Открыт для посетителей 30 сентября 2003 года накануне празднования 100-летия мировой авиации и 80-летия авиации Украины. В настоящий момент является структурным подразделением Национального авиационного университета.
Его побратимами являются Музей польской авиации (г. Краков), головной отраслевой Музей истории гражданской авиации России (г. Ульяновск) и Национальный музей авиации и космонавтики США.
На территории площадью 20 гектаров собрано около 70 экспонатов: вертолётов, ракетоносцев, истребителей, учебно-тренировочных и пассажирских самолётов.
Содержание |
Производитель | Модель | Тип | Серийный/регистрационный/бортовой номер | Авиакомпании, которым принадлежал | Примерная дата поступления в фонды музея | Особенности экспоната |
---|---|---|---|---|---|---|
Анатра | Анатра-Анасаль | — | — | — | — | Реплика |
Wright | Флайер-1 (самолёт братьев Райт) | — | — | — | — | Реплика. Хранится в ангаре музея. |
Aero | L-29 | — | — | — | — | — |
L-39 | — | 33 Жёлтый | — | — | — | |
КБ Антонов | Изделие 181 | Экспериментальный самолёт | CCСР-190101 | — | — | |
Ан-2 | Поршневой пассажирский самолёт | UR-54812, серийный номер 1G184-19 | ARP 410 | — | — | |
Ан-24Б | Турбовинтовой пассажирский самолёт | CCCP-46245, серийный номер 77303203 | Аэрофлот | — | — | |
Ан-24Б | CCCP-46801, серийный номер 57302010 | Аэрофлот | — | — | ||
Ан-24Б | UR-46569, серийный номер 87304710 | — | — | — | ||
Ан-26 | Турбовинтовой транспортный самолёт | 22 | — | — | — | |
Ан-71 | Cамолёт ДРЛО | СССР-780361 | Аэрофлот | 16.10.2010 | Один из 2-х произведенных самолетов такого типа | |
КБ Бериева | Бе-6 | Многоцелевая летающая лодка | 43 Жёлтый | 318 ОМПЛАП ВВС Черноморского флота СССР | лето 2009 | — |
Бе-12 | Противолодочный самолёт-амфибия | 35 Жёлтый | ВМС Украины | — | — | |
КБ Ильюшина | Ил-14 | Поршневой пассажирский самолёт | CCCP-52036 | Аэрофлот | — | — |
Ил-18А | Турбовинтовой пассажирский самолёт | CCCP-75634, серийный номер 187000101 | Аэрофлот | — | Старейший борт этого типа в мире. Является вторым прототипом (бывшая регистрация СССР-Л5812 «Москва»). Отличается от серийных иной формой носового обтекателя, расположениями иллюминаторов, размером входных дверей и наличием двигателей НК-4. | |
Ил-62 | Турбореактивный пассажирский самолёт | CCCP-86696, серийный номер 21205 | Аэрофлот | — | — | |
Ил-76 | Турбореактивный военно-транспортный самолёт | UR-UCI (бывший CCCP-76511), серийный номер 083414444 | Ukraine Cargo Airways | — | — | |
Ил-86 | Турбореактивный широкофюзеляжный пассажирский самолёт | СССР-86000, серийный номер 0101 | Аэрофлот | — | К концу лётной «карьеры» был переоборудован в многоцелевую летающую лабораторию. Пассажирского салона никогда не имел. Оборудован противоштопорными парашютами, шахтой аварийного покидания кабины экипажа. Двери по правому борту выполнены в качестве защитных аэродинамических щитков (для покидания самолета в полете). Вопреки распространённому ошибочному мнению, существует всего одна машина с бортовым номером СССР-86000, при этом в Ле Бурже демонстрировался также и третий летный прототип: СССР-86003. | |
КБ Микояна | МиГ-15 УТИ | Учебно-тренировочный самолет | 31 Красный | — | — | Макет, передан с киностудии им. Довженко |
МиГ-17Ф | Фронтовой истребитель | 77 Красный | — | — | — | |
МиГ-19 | Истребитель | — | — | — | — | |
МиГ-21ПФМ | Истребитель-перехватчик | 21 Красный | — | — | — | |
М-21М | Самолёт-мишень | 45 Белый | — | — | — | |
МиГ-23БМ | Истребитель-бомбардировщик | 05 Красный | — | — | — | |
МиГ-23МЛ | Многоцелевой истребитель | 54 Красный | — | — | — | |
МиГ-25РБ | Сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик | 06 Голубой | — | — | — | |
МиГ-27 | Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик | 57 Красный | — | — | — | |
МиГ-29 (9-13) | Фронтовой истребитель | 31 | — | — | Принадлежал Васильковскому крылу ПВО, перед отправкой в музей содержался на стоянке военной кафедры НАУ, где был перекрашен. | |
МиГ-29 (9-13) | 06 Белый | — | — | В настоящий момент перекрашен в оригинальную схему. | ||
КБ Сухого | ||||||
Су-7Б | Истребитель-бомбардировщик | — | — | — | — | |
Су-15ТМ | Истребитель-перехватчик | 16 Синий | — | — | — | |
Су-17УМ | Учебно-тренировочный истребитель | 80 Синий, серийный номер 5703 | — | — | — | |
Су-20 | Истребитель-бомбардировщик | 06 Красный, серийный номер 17532351902 | — | — | — | |
Су-24 | Фронтовой бомбардировщик | 56 Коричневый | — | — | — | |
Су-25 | Штурмовик | 105 Красный | — | — | — | |
КБ Туполев | ||||||
АНТ-7 (Р-6) | Разведывательный самолёт | — | — | — | Найден на Камчатке в разбитом виде Евгением Коноплёвым. Восстановлен на заводе 410ГА при участии КБ Туполева. Хранится в ангаре НАУ. В настоящее время — последний сохранившийся самолет этого типа. | |
Ту-104 | Турбореактивный пассажирский самолет | CCCP-Л5415, серийный номер 6350102 | Аэрофлот | — | Первый серийный самолет семейства Ту-104, старейший экземпляр этого типа в мире. Был оборудован представительским салоном. | |
Ту-134А | CCCP-65743, серийный номер 2351605 | Аэрофлот | — | — | ||
Ту-134А | CCCP-65601, серийный номер 6350003 | Аэрофлот | — | Третий прототип семейства Ту-134. Использовался для испытаний двигателей Д-30-2 (позже использовались на Ту-134А) и ТА-8-АПУ. | ||
Ту-134 УБЛ | Учебно-тренировочный самолет | 43 | 185 ТБАП | — | — | |
Ту-154 | Турбореактивный пассажирский самолет | CCCP-85020, серийный номер 71A020 | Аэрофлот | — | — | |
Ту-22 М0 | Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности | 156 | — | — | Первый из 10 построенных самолетов этого типа | |
Ту-22 М2 | 20 | — | — | — | ||
Ту-22 М3 | 96 BLUE | 185 ТБАП | — | В 1993 году был представлен на авиасалоне Фарнборо, где за его штурвалом побывали король Саудовской Аравии, Герцог Эдинбургский и Командующий ВВС стран НАТО в Северной Европе трёхзвёздочный генерал Джон Джампер | ||
Ту-142 М3 | Турбовинтовой дальний противолодочный самолет (вариант Ту-95) | 85 Чёрный, серийный номер 8601903 | — | — | — | |
КБ Яковлева | ||||||
Як-3 | Истребитель | 09 Белый | — | — | Собран из деталей самолета Як-18Т, принимал участие в съёмках фильма В бой идут одни «старики» | |
Як-18ПМ | Пилотажный самолет | — | — | — | — | |
Як-28У | Учебно-тренировочный самолет | 03 Белый, серийный номер 89319084 | — | — | — | |
Як-38 | Палубный штурмовик ВВП | 46 Жёлтый, серийный номер 0104, заводской номер 7977864503511 | — | — | — | |
Як-40 | Ближемагистральный пассажирский самолет | UR-87685, серийный номер 9840502 | — | — | — |
Производитель | Модель | Тип | Серийный/регистрационный/бортовой номер | Авиакомпании, которым принадлежал | Примерная дата поступления в фонды музея | Особенности экспоната |
---|---|---|---|---|---|---|
ОКБ Камов | Ка-25ПЛ | Противолодочный вертолёт | 36 | — | — | — |
Ка-27ПЛ | 03 | — | — | — | ||
Ка-26 | Многоцелевой вертолёт | UR-CAU | — | — | — | |
КБ Миля | Ми-1 | CCCP-02299 | — | — | Передан с киностудии им. Довженко | |
Ми-2 | UR-23943 | — | — | — | ||
Ми-4 | CCCP-48983 | — | — | Передан с киностудии им. Довженко | ||
Ми-6 | Тяжёлый транспортный вертолёт | 78 | — | — | — | |
Ми-8 | Многоцелевой вертолёт | 04 | — | — | — | |
Ми-14 | Противолодочный вертолёт | 53 | — | — | ||
Ми-24А | Многоцелевой ударный вертолёт | 32 | — | — | — | |
Ми-24Д | 07 | — | — | — | ||
Ми-26 | Многоцелевой транспортный вертолёт | 64 Чёрный | — | — | — |
В музее представлена широкая номенклатура ракетного и бомбового вооружения самолетов и вертолетов — авиабомбы ФАБ-9000, ФАБ-5000, ФАБ-3000, ФАБ-500, ФАБ-250 и ракеты Х-22 «Буря», состоявшие на вооружении ракетоносцев Ту-22М. Также в экспозиции представлены беспилотные летательные аппараты Ту-141 и Ту-143, предназначенные для оперативно-тактической разведки, и пусковые установки данных БПЛА.
Также на территории музея находится в разобранном и некомплектном состоянии самолёт Ил-28. В настоящий момент реконструируется МиГ-25РБС
Дни и время работы: среда — воскресенье, с 10.00 до 19.00 (летом). Зимой — до 17.00.
Проезд:
Во всех вышеуказанных вариантах — ехать до остановки «Улица Фёдора Эрнста», после чего — идти согласно указателям по ул. Народного ополчения в сторону увеличения номеров домов до ул. Медовая (идти около 15 минут).
Это заготовка статьи о музеях. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Государственный музей авиации (Киев).