13-10-2023
«Маяковская»
Замоскворецкая линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Триумфальная площадь (1935 год), Площадь Маяковского (1936 год) |
Прежние названия: |
нет |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
33 метра |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
второй выход (2005 года): Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун |
Инженеры-конструкторы: |
Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн |
Станцию возвело: |
Шахта № 77-78 (руководители И. Гоциридзе, Г. Суворов, Я. Дорман) |
Выход к улицам: |
Триумфальная площадь, Тверская улица, Садовая-Триумфальная улица, Большая Садовая улица |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
034 |
Замоскворецкая линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«Маяко́вская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Тверская». Находится на территории района «Тверской» Центрального административного округа города Москвы.
Содержание |
План строительства Горьковского радиуса метро, предполагающий строительства станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов[1]. В генеральном плане 1935 года был утверждён проект строительства станции «Триумфальная площадь». Её архитектором стал С. М. Кравец[2]. В качестве эксперимента Кравец решил построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Свод строящейся станции стал покрываться трещинами. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора А. Н. Душкина. Он предложил использовать металл для усиления конструкции станции. При участии авиаконструктора А. И. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном были изготовлены подковообразные конструкции из нержавеющей стали, которые поддерживают свод станции[3].
Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. Проектные названия — «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского».
Названа в честь советского поэта Владимира Маяковского.
Уникальный проект станции был оценён по достоинству:
Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин.
Имеется три наземных вестибюля. Южный (авторы — А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев) встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского. По другую сторону Тверской улицы находится выход, встроенный в дом № 30/2 по Тверской улице (начал работу в 1950-х годах). В 2005 году на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй выход станции, встроенный в офисное здание. Авторы — архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь. В новом вестибюле находится и бюст Владимира Маяковского (работы А. П. Кибальникова). В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников: он выполнил мозаики на темы стихотворений Маяковского. Старый вестибюль отделан светло-серым мрамором и известняком.
С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. За это время полностью реконструирован наклонный ход с полной заменой эскалаторов на новые, модернизированные. В вестибюле произведена полная замена технического оснащения, построены новые кассы, установлены новые турникеты (типа УТ-2005), пожарная и охранная сигнализации, заменены все кабельные коммуникации, сантехника, вентиляция, а также ликвидирован выход на Садовую-Триумфальную улицу, существовавший с 1938 по 2005 год. Одновременно начата работа по возвращению станции первоначального облика.
Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 33 метра). «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Автор проекта — А. Н. Душкин.
Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар деко». Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой, можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Детали обрамления были специально изготовлены для метро на заводе «Дирижабльстрой», на оборудовании, предназначенном для создания производства каркаса цельнометаллических дирижаблей, проектирование которых инициировал К. Э. Циолковский[5]. В Санкт-Петербурге аналогично была выполнена станция «Академическая». Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя — диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба». Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде). При открытии станции, панно было 35. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.
Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади)[6]:
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По нечётным числам | ||
По чётным числам | ||
В сторону станции | 5:53:15 | 5:53:15 |
5:53:15 | 5:53:15 | |
В сторону станции | 5:38:00 | 5:38:30 |
5:38:00 | 5:38:30 |
Маяковская (станция метро, Москва).