Маяковская (станция метро, Москва)

13-10-2023

55°46′09″ с. ш. 37°35′47″ в. д. / 55.769167° с. ш. 37.596389° в. д. (G) (O) (Я)

«Маяковская»
Замоскворецкая линия
Московский метрополитен
Дата открытия:

11 сентября 1938 года

Проектное название:

Триумфальная площадь (1935 год), Площадь Маяковского (1936 год)

Прежние названия:

нет

Тип:

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м.:

33 метра

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей:

второй выход (2005 года): Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун

Инженеры-конструкторы:

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн

Станцию возвело:

Шахта № 77-78 (руководители И. Гоциридзе, Г. Суворов, Я. Дорман)

Выход к улицам:

Триумфальная площадь, Тверская улица, Садовая-Триумфальная улица, Большая Садовая улица

Наземный транспорт:

А 12ц; Тб 1, 3, 12, 47

Время открытия:

5:30

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

034

«Маяковская» на Викискладе
Замоскворецкая линия
Улица Дыбенко
Беломорская
оборотные тупики
Речной вокзал
Водный стадион
Войковская
гейт к Подмосковной
ТЧ-2 «Сокол»
Сокол
Аэропорт
Динамо
оборотные тупики
Белорусская
Маяковская
Тверская
ССВ к Курской
Театральная






Новокузнецкая
ССВ к Павелецкой
ССВ к Серпуховской
ССВ к Октябрьской
Павелецкая
Автозаводская
оборотные тупики
Технопарк
Нагатинский метромост через р. Москву
Коломенская
съезд к Каширской
Каширская
съезд к Варшавской
Кантемировская
Царицыно
Орехово
оборотные тупики
Домодедовская
Красногвардейская
оборотные тупики
ССВ к Зябликово
ТЧ «Братеево»
Алма-Атинская

«Маяко́вская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Тверская». Находится на территории района «Тверской» Центрального административного округа города Москвы.

Содержание

История

План строительства Горьковского радиуса метро, предполагающий строительства станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов[1]. В генеральном плане 1935 года был утверждён проект строительства станции «Триумфальная площадь». Её архитектором стал С. М. Кравец[2]. В качестве эксперимента Кравец решил построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Свод строящейся станции стал покрываться трещинами. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора А. Н. Душкина. Он предложил использовать металл для усиления конструкции станции. При участии авиаконструктора А. И. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном были изготовлены подковообразные конструкции из нержавеющей стали, которые поддерживают свод станции[3].

Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. Проектные названия — «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского».
Названа в честь советского поэта Владимира Маяковского.
Уникальный проект станции был оценён по достоинству:

  • В 1939 году архитектор Алексей Душкин получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке[4];
  • С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры;
  • В 2001 году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин.

Вестибюли и пересадки

Имеется три наземных вестибюля. Южный (авторы — А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев) встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского. По другую сторону Тверской улицы находится выход, встроенный в дом № 30/2 по Тверской улице (начал работу в 1950-х годах). В 2005 году на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй выход станции, встроенный в офисное здание. Авторы — архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь. В новом вестибюле находится и бюст Владимира Маяковского (работы А. П. Кибальникова). В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников: он выполнил мозаики на темы стихотворений Маяковского. Старый вестибюль отделан светло-серым мрамором и известняком.

Реконструкция южного вестибюля

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. За это время полностью реконструирован наклонный ход с полной заменой эскалаторов на новые, модернизированные. В вестибюле произведена полная замена технического оснащения, построены новые кассы, установлены новые турникеты (типа УТ-2005), пожарная и охранная сигнализации, заменены все кабельные коммуникации, сантехника, вентиляция, а также ликвидирован выход на Садовую-Триумфальную улицу, существовавший с 1938 по 2005 год. Одновременно начата работа по возвращению станции первоначального облика.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 33 метра). «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Автор проекта — А. Н. Душкин.

Оформление

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар деко». Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой, можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Детали обрамления были специально изготовлены для метро на заводе «Дирижабльстрой», на оборудовании, предназначенном для создания производства каркаса цельнометаллических дирижаблей, проектирование которых инициировал К. Э. Циолковский[5]. В Санкт-Петербурге аналогично была выполнена станция «Академическая». Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя — диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба». Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде). При открытии станции, панно было 35. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади)[6]:

  • «Два самолёта»
  • «Прыжок в воду»
  • «Персики»
  • «Сигнальщик»
  • «Звено бомбардировщиков»
  • «Парашютист»
  • «Над Спасской башней (полдень)»
  • «Уборка зерна»
  • «Прыжок в высоту»
  • «Планёры»
  • «Парашютисты»
  • «Прыжок с трамплина»
  • «Сосны»
  • «Физкультурница»
  • «Самолёт Ан-25»
  • «Закат»
  • «Дирижабль над Спасской башней (полночь)»
  • «Ночной прыжок с парашютом»
  • «Биплан»
  • «Рассвет»
  • «Трубы завода»
  • «Стратостат»
  • «Авиамоделисты»
  • «Волейбол»
  • «Парашютисты»
  • «Бомбардировщик ТБ-4»
  • «Монтажник-высотник»
  • «Чайки»
  • «Мать»
  • «Два самолёта»
  • «ЛЭП»
  • «Подсолнухи»
  • «Персики»
  • «Красное знамя»

Станция в цифрах

  • Код станции — 034.
  • В марте [1].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[2].
  • Таблица времени проезда первого поезда через станцию[3]:
Понедельникпятница
(чч:мм:сс)
Субботавоскресенье
(чч:мм:сс)
По нечётным числам
По чётным числам
В сторону станции

«Речной вокзал»

5:53:15 5:53:15
5:53:15 5:53:15
В сторону станции

«Красногвардейская»

5:38:00 5:38:30
5:38:00 5:38:30

Фотографии

См. также

Примечания

  1. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 16 июля 2012.
  2. Вторая очередь Московского метрополитена. Журнал "Строительство Москвы". 1935 год. Проверено 25 октября 2010 года.
  3. Легенда о дирижабле в метро: Дирижабль Циолковского // Популярная Механика. — 2009.
  4. Metro-Art In The Metro-Polis. — Paris: Art Creation Realisation, 1998. — P. 96. — ISBN ISBN 2-86770-068-X
  5. Пресс-конференция под покровом ночи — Вести-Москва, 18.09.2008
  6. Московское метро. Путеводитель. — Москва: КНИГИWAM, 2007. — P. 168. — ISBN ISBN 978-5-98401-002-3

Ссылки

  • «Маяковская» на официальном сайте Московского метрополитена
  • «Маяковская» на сайте metro.ru
  • Реконструкция станции «Маяковская» (фотографии)
  • «Маяковская» на news.metro.ru
  • фотографии станции Маяковская (и реконструкции) на сайте foto.metro.ru
  • План-схема станции
  • Буклет, посвящённый станции «Маяковская», на сайте ОАО «Мосметрострой»
  • «Маяковская» на KartaMetro.info — Городской транспорт, выходы в город и схема станции на спутниковой карте Москвы.
  • «Маяковская» на Яндекс. Картах
  • Размеров B. Как сооружался средний свод «Маяковской». // «Метрострой», № 1, 1981. С. 26-27.

Маяковская (станция метро, Москва).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47