09-10-2023
ГЭ1 (Щ-эл-1, ЩЭЛ1) | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Год постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Всего построено |
1 |
Страна эксплуатации | |
Дорога | |
Ширина колеи | |
Род службы |
магистральный тепловоз; |
Осевая формула |
1-30-0 + 0-40-0 + 0-30-1 |
Технические данные | |
Длина локомотива |
22760 мм |
Конструкционная скорость |
75 км/ч |
Рабочая масса |
180 т |
Сцепная масса |
10х16 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
10 т бегунковые, 16 т тяговые |
Тип двигателя |
4х-тактный 10-цилиндровый бескомпрессорный дизель "Виккерс" |
Мощность двигателя |
1000 л. с. |
Тип передачи |
Электрическая постоянного тока с регулированием по схеме Варда Леонардо в модификации Гаккеля |
Тип ТЭД |
ПТ-100, 100 кВт |
Диаметр колёс |
1050 мм движущие, 950 мм бегунковые |
Щэл1
|
ЩЭЛ1 (Щ-эл-1, первоначально Юэ2) — один из двух первых в мире действующих магистральных тепловозов. Построен по проекту инженера Я. М. Гаккеля. Первый в мире локомотив с тележечным экипажем. Автором проекта кузова, а также детальной проработки ходовой (экипажной) части был главный инженер Путиловского завода профессор А. С. Раевский[1][2][3][4].
Содержание |
Первый выход первого в мире магистрального тепловоза на пути Балтийского судостроительного завода был официально зарегистрирован 5 августа 1924 года, присутствовали официальные представители города Петрограда, журналисты, рабочие завода.
НКПС присвоил тепловозу обозначение ЮЭ2: с Электропередачей, порядковый номер второй (первый был присвоен строившемуся в Германии тепловозу Юэ1 конструкции профессора Ю. В. Ломоносова, впоследствии объявленного врагом СССР и не вернувшегося на родину. После этого тепловоз Ломоносова стал обозначаться Ээл2, а Гаккеля - Гэ1 в честь конструктора). Буква Ю была выбрана потому, что не присваивалась до этого никаким другим локомотивам.
Из-за наводнения в свой первый рейс по Октябрьской железной дороге тепловоз вышел только 6 ноября. Несколько дней он совершал испытательные рейсы, а 16 января 1925 года впервые прибыл в Москву, ведя за собой тысячетонный состав.
Обозначение тепловоза менялось ещё дважды: на Щ-эл-1, а позже на ЩЭЛ1. Литера Щ говорит о соответствии локомотива по мощности паровозу серии Щ.
C 1925 по 1927 годы тепловоз эксплуатировался на Московско-Курской железной дороге и на Кавказе. В дальнейшем из-за частых ремонтов он был снят с поездной работы и в 1934 году стал использоваться в качестве электростанции.
Конструкционная скорость 75 км/ч.
Максимальная мощность дизеля 1000 л.с.
Полная масса тепловоза 180 т.
В 1972 году тепловоз был установлен на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги.
В 1997 году передан в железнодорожный музей Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге.
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирские |
|
||||||
Грузовые |
|
||||||
Маневровые и промышленные |
|
||||||
Узкоколейные |
|
Тепловоз Щэл1.