25-05-2023
ЕЛ21 | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Заводы | |
Всего построено |
265 |
Страны эксплуатации | |
Осевая формула |
2О+2О+2О |
Технические данные | |
Род тока и напряжение в контактной сети |
постоянный, 1.5 кВ |
Конструкционная скорость |
65 км/ч |
Часовая мощность ТЭД |
6*350 кВт |
Скорость часового режима |
31 км/ч |
Длительная мощность ТЭД |
6*290 кВт |
Скорость длительного режима |
33,6 км/ч |
Электровоз ЕЛ21 — промышленный электровоз постоянного тока, строившийся в ГДР на локомотивостроительном заводе Ганс Баймлер (нем. Lokomotivbau Elektrotechnische Werke) для предприятий Советского Союза.
Конструктивно электровоз ЕЛ21 (EL21) представляет собой развитие электровоза ЕЛ1 (EL1), ранее выпускавшегося этим же заводом для СССР. По сравнению со своими предшественниками новые локомотивы надёжнее в работе в тяжёлых климатических условиях.
Строились электровозы с 1981 по 1986 гг.
Эксплуатируются ЕЛ21 по настоящий момент (на 2008 год) на путях промышленных предприятий, в карьерах и т. п.
Электровоз состоит из двух секций, в каждой из которых есть кабина машиниста. Секции кузова опираются с одной стороны на крайнюю, а с другой — на общую среднюю двухосную тележку. У средней тележки колёсные пары не связаны между собой. Колёсные пары имеют диаметр 1220 мм. Электровоз оснащен шестью тяговыми электродвигателями (ТЭД) GBM-350/1500XC с компенсационной обмоткой. Подвешивание ТЭД опорно-осевое. Тяговая передача косозубая с передаточным числом 5,58. Буксы челюстные с роликовыми подшипниками.
Локомотив рассчитан на питание от центрального (верхнего) и бокового контактных проводов постоянным током напряжения 1,5 кВ. Тяговые электродвигатели каждой тележки могут соединяться последовательно и параллельно. При реостатном торможении используется самовозбуждение двигателей, при этом ТЭД соединены попарно параллельно и каждая группа ТЭД замкнута на свою группу резисторов. Возможна работа локомотива на низкой скорости, когда все ТЭДы соединены последовательно.
На электровозе установлены два компрессора (производительность 2,5 м³/мин при противодавлении 9 кгс/см²) для обеспечения воздухом состава, а также питания электропневматических контакторов и песочных форсунок самого электровоза. Охлаждение тяговых двигателей и пусковых резисторов осуществялется с помощью шести вентиляторов.
Масса электровоза — 160 т, минимальный радиус проходимых кривых при скорости 5 км/ч — 80 м.
Электровозы железных дорог Советского Союза и постсоветского пространства | |
---|---|
Магистральные |
Электровозы постоянного тока С — 1931—1932 | СС — 1932—1934 | СИ — 1933—1934 | ВЛ19 — 1932—1938 | ПБ21 — 1934 | СК — 1936—1938 | ВЛ22 — 1938—1941 | ВЛ22М — 1947—1958 | ВЛ8 — 1953—1967 | ВЛ23 — 1956—1961 | ЧС1 — 1957—1960 | ЧС2 — 1958—1973 | ЭО — 1959 | ЧС3 — 1961 | ВЛ10 — 1961—1977 | ЧС2Т — 1972—1976 | ВЛ12 — 1973, 1974 | ЧС200 — 1974—1979 | ВЛ11 — 1975—... | ЧС6 — 1979—1981 | ЧС7 — 1983—2000 | ВЛ15 — 1984—1991 | ДЭ1 — 1995—2008 | ЭП2К — 2006—… | 2ЭС4К — 2006—… | 2ЭС6 — 2007—… | 2ЕЛ4 — 2009—… | 2ЭС10 — 2010—… Электровозы переменного тока ОР22 — 1938 | ВЛ61 — 1954—1957 | ВЛ60 — 1957—1967 | Ф — 1959—1960 | К — 1961, 1962 | ВЛ80 — 1961—1994 | ВЛ62 — 1962—1963 | ЧС4 — 1965—1972 | ВЛ40 — 1966, 1969 | Sr1 — 1971 | ЧС4Т — 1971—1986 | ВЛ81 — 1976 | ВЛ83 — 1976 | ВЛ84 — 1979 | ЧС8 — 1983—1989 | ВЛ85 — 1983—1994 | ВЛ86Ф — 1985 | ВЛ65 — 1992—1998 | ЭП1 — 1998—… | ЭП200 — 1997 | ДС3 — 2002— | Э5К — 2004—… | KZ4A — 2004—2010 | O’Z-Y — 2009—2010 | ВЛ40У — 2004—… | 2ЭЛ5 — 2005—… | 2ЭС5 — 2011—… Электровозы двойного типа питания ЧС5 — 1966 | ВЛ82 — 1966—1979 | ЭП10 — 2005—2006 | ЭП20 — 2010-… |
Маневровые | |
Промышленные |
Маневровые и промышленные локомотивы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Паровозы |
|
||||||
Электровозы |
|
||||||
Тепловозы |
|
||||||
Мотовозы |
|
Электровоз ЕЛ21.