16-06-2023
Skoda T-15 | |
---|---|
Классификация | Легкий разведывательный танк |
Боевая масса, т | 10,86 |
Компоновочная схема | LT vz.38 |
Экипаж, чел. | 2 |
История | |
Производитель | Skoda |
Годы разработки | 1939 |
Годы производства | 1939-1941 |
Количество выпущенных, шт. | 5 |
Основные операторы | Третий рейх |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4580 |
Ширина корпуса, мм | 2170 |
Высота, мм | 2160 |
Бронирование | |
Тип брони | сварная |
Лоб корпуса, мм/град. | 30 мм |
Борт корпуса, мм/град. | 25 мм |
Корма корпуса, мм/град. | 25 мм |
Днище, мм | 8 мм |
Крыша корпуса, мм | 15 мм |
Лоб башни, мм/град. | 30 мм |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 37-мм пушка Škoda A-19 |
Боекомплект пушки | 78 |
Пулемёты | 7,92-мм MG34 (210 патронов) |
Подвижность | |
Тип двигателя | Škoda T-15, бензиновый, 8-цилиндровый |
Мощность двигателя, л. с. | 220 |
Скорость по шоссе, км/ч | 50 |
Запас хода по шоссе, км | 200 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 |
Преодолеваемый ров, м | 1,6 |
Преодолеваемый брод, м | 1 |
Skoda T-15 — экспериментальный чехословацкий и германский танк.
Содержание |
Проект танка появился в 1939 году, уже после оккупации Чехословакии немцами. Лидеры чехословацкого машиностроения Škoda (Skoda-Werke) и ЧКД (BMM) вынуждены были трудиться для проектирования германских боевых машин: предпочтительным вариантом были лёгкие танки и вспомогательные бронеавтомобили, так как чехословацкие средние и тяжёлые танки, с точки зрения немцев, были уже устаревшими. В середине 1939 года в OKW прошло совещание, на котором было принято решение о создании разведывательного танка.
Вермахту требовался танк, вооружённый пушкой калибра 20 или 37 мм, защищённый лобовым бронированием толщиной 30 мм, высокоподвижный, развивающий скорость до 50 км/ч. Техническое задание было выдано 15 сентября 1939 фирме MAN, а затем к работе подключились Škoda-Werke и ВММ. Вскоре требования повысились: масса ограничивалась 11-13 тоннами, а максимальная скорость должна была составить 60 км/ч. Итоговая спецификация получила название WaPruf 6. За работу взялась Škoda-Werke, которая решила использовать лёгкий танк LT vz.38 и создать на его основе новую машину. Последняя получила индекс T-15.
Внешне корпус напоминал LT vz.38, однако его элементы не клепались, а сваривались. Толщина бронелистов варьировалась от 8 мм (днище) до 25-30 мм (борта и лоб корпуса). В передней части корпуса размещались узлы трансмиссии и отделение управления, где находилось место механика водителя. Среднюю часть занимало боевое отделение, где размещались боекомплект и место командира танка. На крыше башни со смещением влево устанавливалась приземистая командирская башенка с перископическим наблюдательным прибором.
Вооружение было установлено в сварной башне новой формы: в лобовом листе монтировалась установка из 47-мм пушки Škoda A11 и 7,92-мм пулемета MG34, а наведение на цели осуществлялось при помощи монокулярного оптического прицела, установленного слева от пушки. Боекомплект состоял из 78 выстрелов и 2100 патронов. Пушка стреляла снарядами массой 1650 г, которые имели начальную скорость 782 м/с и на расстоянии одного километра пробивали под прямым углом бронеплиту толщиной 41 мм. Также использовались осколочные гранаты массой 1,5 кг, развивавшие начальную скорость 600 м\с и имевшие максимальную дальность стрельбы 4000 метров.
В кормовой части корпуса располагался бензиновый 8-цилиндровый двигатель Škoda T-15 мощностью 220 лошадиных сил, оснащенный жидкостной системой охлаждения. Рядом с двигателем устанавливался вентилятор и топливный бак. Боевой и моторный отсеки разделялись противопожарной бронированной перегородкой. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, а запас хода — 200 км. Танк преодолевал стенки высотой 0,8 м, рвы шириной 1,6 м и броды глубиной 1 м.
Ходовая часть танка Т-15 во многом повторяла LT vz.38, но имела ряд отличий. В её состав входили 4 сдвоенных опорных катка с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах, три сдвоенных поддерживающих ролика и переднее ведущее колесо. Для усиления жесткости конструкции были добавлены металлические пластины, крепившиеся к втулкам колес.
В начале 1941 года, ещё до завершения постройки прототипа, вермахт подписал с фирмой Skoda-Werke контракт на поставку пяти прототипов, предназначавшихся для ходовых и статических испытаний. При этом два танка изготовлялись из неброневой стали. Прототипы Т-15 должны были поставить между ноябрем 1941 и мартом 1942, но из-за провала операции «Барбаросса» этот график оказался сорванным. Первые тесты легких танков Т-15 провели в марте-июне 1942, а в июле-октябре в Куммерсдорфе прошли повторные испытания. Итого Škoda-Werke собрала четыре прототипа. Впрочем, от строительства пятого танка немецкая армия отказалась в начале 1944 года, так как к этому времени в серийном производстве уже находился более совершенный Pz.II Ausf.L. В итоге танки были попросту разобраны, и отпали проекты их вариантов T-15А, Т-15В, T-15S и Т-16.
Бронетехника Чехословакии в межвоенный период | ||
---|---|---|
Малые танки | LT vz.34 · AH-IV* | |
Лёгкие танки | KH.50 · KH.70 · S-II-b · S-III · LT vz.35 · F-IV-H · LT vz.38 · SET · T-15* | |
Средние танки | ST vz.39 · S-II-c* · S-III · SP-II-b · Т-25* · Tatra T-III | |
Плавающие танки | WB-10 · PZInż 130 · SOT · F-IV-H | |
Танкетки | LT vz.33 · S-I* · S-I-D* · MU-2 · MU-4 · MU-6 | |
САУ | PUV-6 · LKMVP · S-I-j | |
Бронеавтомобили | Praga L · «Лянча» · «Фиат-Торино» · PA-I · PA-II · OA vz.27 · OA vz.30 | |
* — производились только на экспорт; курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |
Skoda T-15.