E-75

11-10-2023

Entwicklung series (нем. развитие, разработка) — программа разработки серии опытных немецких танков времён Второй мировой войны, больше известная как серия E.

Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы.

Содержание

Танки серии E

В 1942 году в Управлении вооружений сухопутных сил (нем. Heereswaffenamt) III Рейха был сформирован специальный отдел, разрабатывающий концепцию новых танков. Его возглавил инженер-полковник Генрих Эрнст Книпкамп (1895-1977 гг.), создатель ходовой части «Тигра» и «Пантеры», полугусеничного мотоцикла SdKfz 2, бронетранспортёров SdKfz 250 и подобных ему. Выпуском танков должны были заняться фирмы, прежде никогда этим не занимавшиеся. Это были прежде всего «Адлерверке» («Adlerwerke») из Франкфурта, «Аргус» («Argus») из Карлсруэ и «Вестерхютте» («Westerhuette») из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма «КлёкерГумбольдт-Дойтц» («Kloeker-Humboldt-Deutz») из Ульма.[1]

Новые танки получили обозначение — класс «Е». Основная задача проектирования предполагала стандартизацию и унификацию запчастей и агрегатов всех танков серии, что должно было значительно облегчить производство. Акцент делался на увеличении внутреннего пространства боевого отделения, на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. С этой целью отказались от торсионной подвески, применяемой на танках РzКрfw V «Пантера» и РzКрfw VI «Тигр», а ведущие колеса теперь располагались сзади, ближе к двигателю и трансмиссии, и тем самым высвобождалось больше места внутри танка. В планах была установка стабилизаторов орудия и прицелов нового типа.

Планировали, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Всего программа «E» охватывала шесть танков:

Они и машины на их базе со временем должны были заменить практически все использовавшиеся танки немецкого танкового парка.

E-5

E-5 «Wanze» (нем. клоп) — проект многоцелевой бронемашины массой 5-10 тонн. Она могла использоваться в качестве средства огневой поддержки или сверхлегкого истребителя танков.

E-10

E-10
Классификация истребитель танков, лёгкий танк
Боевая масса, т 15-16
Компоновочная схема заднее расположение трансмиссии
Экипаж, чел. 3
Размеры
Высота, мм 1400-1600
Клиренс, мм 0-200
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60
Лоб корпуса (низ), мм/град. 30
Борт корпуса, мм/град. 20
Корма корпуса, мм/град. 20
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм пушка 7.5 cm PaK 39
Тип пушки нарезная танковая
Длина ствола, калибров 48
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 400 либо 350
Скорость по шоссе, км/ч 70

E-10 - проект лёгкого истребителя танков массой около 15 тонн.

Работы над созданием E-10 начались в 1944 году. Он должен был быть максимально унифицирован с остальными танками E-серии, будучи при этом как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов. Проект танка был создан фирмой «КлёкерГумбольдт-Дойтц» (нем. «Kloeker-Humboldt-Deutz»), которая до этого вообще никогда не занималась разработкой бронетехники.

Конструкция E-10 в целом похожа на конструкцию легких немецких самоходок «Hetzer». В целях экономии массы, уменьшения количества деталей и снижения общей высоты танка башню как таковую было решено исключить. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm PaK 39 (как на «Хетцере»).

Обрезиненные опорные катки располагались в шахматном порядке, по четыре на борт диаметром 1000 мм каждый. Их подвеска состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб в качестве пружин. С помощью гидравлического привода можно было регулировать высоту клиренса: она варьировалась в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка была в пределах 1400-1600 мм.

Из-за скромных размеров пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки – теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади, рядом с двигателем. Это упрощало её демонтаж и обслуживание, и кроме того, позволяло увеличить пространство боевого отделения. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком.

В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов «Maybach HL 100» с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или «Argus» с воздушным охлаждением мощностью 350 л.с. Проектная скорость Е-10 составляла бы 65-70 км\ч при движении по шоссе.

Работы над проектом E-10 прекратились спустя несколько месяцев. Его предполагаемая масса составляла примерно 15-16 тонн, хотя он по условию должен был быть десятитонным. Отсутствие башни исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью, что создало бы препятствия при развертывании серийного производства. Всё это вылилось в решение Управления вооружений сухопутных сил, что место Е-10 вполне может занять Jagdpanzer 38(d) (в основу которого было положено модернизированное шасси танка LT vz.38).

Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было. [2]

E-25

E-25 - проект опытного истребителя танков массой около 25 тонн.

E-50 и E-75

E-50 — проектирующийся средний танк массой около 50 тонн. Он должен был стать основным танком немецкой армии (нем. Standardpanzer), заменив «Пантеру» и «Пантеру» II, производство которых должно было быть остановлено в 1945 году. Его производство планировалось на заводе «Вестерхютте» в Бад-Ойнхаузене.

Ровней ему был E-75 - проектирующийся тяжёлый танк массой 75-80 тонн, так же при реализации становившийся основным танком немецкой армии. Он был предназначен для замены «Тигра» и «Тигра II», которые, как и большинство остальных танков Германии, отличались ненадёжностью и сложностью в изготовлении.

Предполагалось собирать Е-50 и Е-75 на одной сборочной линии, используя один и тот же инструмент. Поэтому на обоих танках планировали использовать унифицированные узлы: силовые установки, шасси, гусеницы и системы вентиляции. Увеличение же веса Е-75 по отношению к E-50 компенсировали две дополнительные тележки подвески (по одной с каждой стороны). Тележки на Е-75 должны были быть более расставленными, чтобы дать ему опорную длину траков 4095 мм против 3850 мм у Е-50. Общая длина траков у Е-50 и Е-75 должна была быть одинаковой.

Корпус Е-50 был несколько длиннее, чем у «Пантеры»; по размерам он был практически идентичен корпусу Tiger II, за исключением углов наклона бронеплит. Корпус для Е-75 должен был быть практически идентичным, но с более сильным бронированием. Главным отличием E-50 от E-75 являлась более тонкая броня — он был более просторным внутри.

Подвеску Книпкампа с шахматным расположением катков — источник постоянных проблем «Тигров» и «Пантер» — должна была сменить новая, с двухколесными тележками, по три на борт, с внешне расположенными упругими элементами из тарельчатых пружин. Двигателем на обоих танках должен был стать Maybach HL 234, серийный выпуск которого должен был быть налажен в начале 1945 года. Ожидаемо, двигатель должен был достигать мощности до 1200 л.с. Ходовая часть танка E-50 состояла из шести опорных катков, а ходовая часть E-75 — из восьми. Максимальная ожидаемая скорость для Е-50 должна была составить 60 км/ч, тогда как для Е-75 — 40 км/ч.

На обоих танках должна была устанавливаться одинаковая башня Smalturm производства фирмы «Крупп», оставшаяся от незаконченной разработки «Пантеры» II.
Для танков разрабатывались 88-мм или 100-мм пушки с длиной ствола 100 калибров в качестве основного орудия, а для ведения прицельной стрельбы на ходу предусматривался стабилизатор орудия, который, к тому же, облегчал заряжание оружия во время передвижения танка по пересечённой местности.
На новые танки обязательно должны были ставиться приборы ночного видения — такие же, как на последних моделях «Panther». Танки должны были использоваться совместно с имевшими инфракрасные прожекторы-подсветки транспортерами SdKfz 251 «Uhu» (нем. сова), Sd.Kfz.251/21 «Falke» (нем. сокол). Ночью танки могли отслеживать цели на расстоянии до 800 м, а поражать — на дистанции до 400 м.

На шасси E-50 и E-75 разрабатывался еще целый ряд САУ, включая и модели с передним ведущим колесом. Привод ходовой должен был располагаться сзади. Тем не менее, ни один из чертежей Е-50/-75 не предполагает наличия дополнительного пространства для помещения трансмиссии в заднюю часть корпуса. Наличие ведущего колеса сзади обозначено лишь его зубчатым профилем. К примеру, при такой компоновке башня должна была быть сдвинута несколько вперед (как минимум, на 50-60 см). Также все чертежи Е50/75 демонстрируют впереди стандартное зубчатое колесо от Tiger II. Вполне возможно, что все-таки расположение трансмиссии планировалось спереди, по классической немецкой схеме.

E-100

E-100
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 140
Компоновочная схема классическая с передним расположением трансмиссии
Экипаж, чел. 5
Размеры
Длина корпуса, мм 8700
Длина с пушкой вперёд, мм 10270
Ширина корпуса, мм 4480
Высота, мм 3290
Клиренс, мм 570
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 150 / 52°
Борт корпуса, мм/град. 120 / 0°
Борт корпуса (верх), мм/град. 120 + 60 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 120 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 150 / 30°
Корма корпуса (верх), мм/град. 150 / 30°
Корма корпуса (низ), мм/град. 150 / 30
Днище, мм 90
Крыша корпуса, мм 80
Лоб башни, мм/град. 220 / скруг.
Маска орудия, мм/град. 240 / «кабанья голова»
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 7°
Крыша башни, мм 40
Вооружение
Калибр и марка пушки 150-мм пушка 15cm KwK 44 L/38 + 75-мм пушка 7,5cm KwK 44 L/36,5 либо 128-мм пушка 12,8cm KwK L/55 + 75-мм пушка 7,5cm KwK L/24
Тип пушки нарезная танковая
Боекомплект пушки 32, 200
Углы ВН, град. -7...+23°
Углы ГН, град. 360°
Прицелы ZF
Пулемёты MG 34
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 234
Мощность двигателя, л. с. 1200
Скорость по шоссе, км/ч 23-40
Запас хода по шоссе, км 120

Panzerkampfwagen E-100 (Pz.Kpfw. E-100, Gerät 383) — проект сверхтяжёлого опытного танка массой 140 т.

К моменту окончания Второй мировой войны дальше всего продвинулись работы над танком Е-100. Он разрабатывался как альтернатива разработанному профессором Порше сверхтяжёлому танку Maus, альтернатива, которая при сходных боевых характеристиках с «Маусом» будет достаточно технологичной для массового производства. Проектирование началось 30 июля 1943 года в Фридберге. Разработку конструкции и постройку опытного образца вела фирма «Адлерверке».

Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками (касающийся как Е-100, так и разрабатываемого параллельно с ним «Мауса»), продолжалось проектирование и была начата постройка прототипа. Три работника продолжали начатую работу на заводе «Хеншеля» в Падерборне вплоть до окончания войны.

На танке Е-100, в отличие от остальных машин серии E, использовали традиционную для германского танкостроения трансмиссиюдвигатель располагался в корме, а ведущие колеса — в передней части танка.
В начале 1945 года, к концу войны, были готовы шасси и ходовая часть танка. Его оснастили подвеской типа «Mellewille Washer» производства MAN. Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма «Адлерверке», однако оснащенный этими гусеницами танк не вписывался в габариты железнодорожной платформы. Поэтому, как и для «Тигра», были разработаны более узкие транспортные гусеницы. Кроме того, на время перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься внешние диски катков и бортовые бронелисты, защищающие шасси и гусеницы. Всё это позволяло уменьшить ширину танка до 3,29 м.
При оснащении танка башней от «Мауса» вооружение должно было состоять из 150-мм пушки 15cm KwK 44 L/38 и спаренной с ней 75-мм пушки 7,5cm KwK 44 L/36,5. Выдвигались предложения установить на танк башню производства фирмы «Крупп», и тогда оснастить его 128-мм орудием 12,8cm KwK L/55, спаренным с 75-мм пушкой 7,5cm KwK L/24. Дополнительным вооружением в обоих вариантах становился пулемёт 7,92 мм СП MG 34.

Башню до конца войны изготовить не успели. Во время испытаний использовали груз, равный её предполагаемой массе.

Е-100, оснащенный двигателем Maybach HL 234 мощностью 800 л.с.(который на максимальных оборотах выдавал 1000-1200 л.с.) и рулевым устройством Maybach «Mekydro», должен был способен развить скорость до 40 км/ч. Этот двигатель заведомо был слишком слаб для танка: точно такой же должен был быть на E-50 и на E-75, масса которых была несравненно ниже.
К началу испытаний на танк установили двигатель HL 230 P30 мощностью 700 л.с., 8-ступенчатую коробку передач Maybach OG 40 1216B и рулевое управление Henschel L 801, использованное также на «Тиграх II».

Незавершенный прототип был захвачен в Падерборне на заводе «Хеншель» английскими войсками. В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний.

Если бы проект Е-100 был готов вовремя, то именно он пошёл бы в производство, а не «Маус» Порше, так как оный, кроме огромного веса, имел ещё несколько недостатков. Это, во-первых, неудачная форма корпуса. Она состояла из большого количества вертикальных поверхностей, которые Е-100 так же имел, но в гораздо меньшем количестве. А электрическая трансмиссия «Мауса», нуждающаяся в то время в серьёзной доработке и унификация E-100 с остальными танками его серии давала возможность новому танку уверенно занять место «Мыши». Однако острый дефицит сырья делал выпуск даже небольшой серии таких танков весьма проблематичным.

Танки E-серии в компьютерных играх

Три танка серии E - средний E-50, тяжёлый E-75 и сверхтяжёлый E-100 - представлены в MMO игре World of Tanks. E-100 в игре мог быть оборудован башней от танка Maus, но на стадии теста эту возможность исключили. Несмотря на это, одно из его орудий — от того же «Мауса»

Литература

  • М. Барятинский. Maus. Супертанк доктора Порше.. — М.: Восточный фронт, 1996. — 32 с. — (Историко-техническая серия).
  • Питер Чемберлен и Хилари Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны.. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 271 с. — 5100 экз.

Примечания

  1. Maus. Супертанк доктора Порше. — М: Восточный фронт, 1996. — С. 23. — 32 с.
  2. E-10. Легкий танк.
  3. Послевоенная фотография на полигоне английской армии.

Ссылки

  • Видео. Panzerkampfwagen E-100, 1945
  • Panzerkampfwagen E-100


E-75.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47