31-07-2023
ВСУ-10 — вспомогательный газотурбинный двигатель со свободной турбиной, вращающей приводной компрессор и генератор переменного тока через редуктор — мультипликатор. Примененяется на отечественных аэробусах Ил-86 и Ил-96 разработки КБ Ильюшина. ВГТД ВСУ-10 разработан на Омском моторостроительном конструкторском бюро.
Вспомогательный двигатель ВСУ-10 предназначен:
Во время полёта ВСУ-10 осуществляет производство и подачу сжатого воздуха в систему кондиционирования самолёта, а также производство и подачу электрической энергии бортовым системам самолета. Также он используется в качестве аварийного источника электрической энергии и сжатого воздуха на нужды самолёта (в случае отказа маршевых двигателей или их генераторов электрического тока).
Содержание |
Вспомогательная силовая установка разрабатывалась на базе двигателя ТВД-20. Изготовлены узлы и смонтированы испытательные стенды для испытаний механизма перепуска воздуха, торцевых уплотнений, начато изготовление первоочередной оснастки и опытных узлов двигателя. Государственные испытания двигателя ВСУ-10 проведены в декабре 1980 г., но в 1981 г. ещё проводились ёмкие проверочные и длительные испытания на четырёх стендах в МКБ и ОМПО им. П. И. Баранова в обеспечение Государственных испытаний двигателя. По результатам большой проделанной работы в январе 1982 г. был утверждён «Акт по результатам Государственных 300-часовых стендовых испытаний вспомогательного газотурбинного двигателя ВСУ-10, предназначенного для запуска двигателей и питания бортовых систем электроэнергией и сжатым воздухом на самолёте Ил-86».
Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 557 от 23.08.1955 г. для дальнейшего совершенствования двигателей АШ-82Т и АШ-82В на моторостроительном заводе им. П. И. Баранова был создан филиал ОКБ-19. Руководителем филиала был назначен Глушенков Валентин Андреевич, работавший заместителем главного конструктора Пермского конструкторского бюро. Перед коллективом филиала была поставлена задача осуществлять техническое руководство серийным выпуском двигателей АШ-82Т и АШ-82В на заводе им. П. И. Баранова, повышать надёжность их работы путём совершенствования конструкции деталей и узлов, повышать ресурс двигателей.
Основные технические данные:
Основные модули и функциональные системы ВСУ-10:
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
ВСУ-10.