05-07-2023
М-85 | |
Производитель: | завод №29 (Запорожье) |
---|---|
Годы производства: | 1935—1937 |
Тип: | 14-цилиндровый, двухрядный звездообразный, четырёхтактный, редукторный |
Технические характеристики | |
Объём: | 38,68 л |
Мощность: | 720/800 лс |
Ход поршня: | 165 мм |
Количество цилиндров: | 14 |
Диаметр цилиндров: | 146 мм |
Компрессор: | односкоростной ПЦН |
Топливная система: | карбюратор |
Система охлаждения: | воздушного охлаждения |
Размеры | |
Сухой вес: | 600 кг |
М-85 — советский авиационный звездообразный 14-цилиндровый поршневой двигатель. Представлял собой лицензионную копию французского мотора Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs (en:Gnome-Rhône Mistral Major).
Содержание |
В сентябре 1933 года советская делегация, отбиравшая образцы двигателей для производства в СССР, была направлена во Францию. Двигатели фирмы «Гном-Рон» вызвали большой интерес у советских специалистов. В итоге с фирмой «Гном-Рон» было заключено соглашение о технической помощи в освоении двух двигателей: 9-цилиндрового 9К «Мистраль» и 14-цилиндрового 14К «Мистраль мажор». Первый получил советское обозначение М-75, второй — М-85. Договор предусматривал поставки комплектующих для первых серий двигателей, а также стажировку 15 советских инженеров на заводе «Гном-Рон» во Франции. В 1934 году началась приёмка технической документации и двигателей-образцов.
Задача по освоению производства французских двигателей была возложена на завод №29 в Запорожье. Первые моторы были выпущены в июле 1935 года. Государственные стендовые испытания были завершены удачно в 1936 году. Двигатель был снят с производства в конце 1937 года. Всего изготовили 463 двигателей М-85.
Двигатель М-85 представлял собой 14-цилиндровый двухрядный звездообразный четырёхтактный поршневой двигатель воздушного охлаждения и являлся лицензионной копией французского мотора Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs (en:Gnome-Rhône Mistral Major).
Ранние серии двигателя частично комплектовались импортными узлами и электрооборудованием:
Советская копия Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs соответствовала оригиналу по мощности и расходу топлива, но отличалась большим расходом масла и имела меньший срок межремонтного ресурса.
Поздние серии частично унифицировались с М-86, например устанавливался усиленный для М-86 кривошипно-шатунный механизм.
Для 1935 года мотор М-85 по своим техническим данным уже несколько устарел, поэтому для модернизации двигателя в 1935 году было сформировано конструкторское бюро — ОКБ-29. Руководителем бюро был назначен А. С. Назаров. Существовали следующие модификации двигателя:
Двигатель М-85 устанавливался на серийных самолетах ДБ-3, на опытных самолётах:
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
М-85 (двигатель).