29-04-2023
Д-30 | |
---|---|
Д-30 третьей серии, устанавливавшийся на Ту-134А-3, в датском авиамузее (нем.)русск. |
|
Тип: | турбореактивный двухконтурный |
Страна: | СССР, Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | Д-30 I серии с 1967 Д-30 II с 1970 |
Применение: | Ту-134 (базовая модификация Д-30) |
Развитие: | Д-30КП, Д-30Ф-6 |
Производство: | |
Конструктор: | ОКБ П. А. Соловьёва |
Год создания: | 1963 |
Производитель: | Пермский моторный завод (Д-30) |
Обозначение: | ПС-30 |
Годы производства: | 1967—по н.в. (2012) |
Всего выпущено: | 8000 (только базовая модификация) |
Варианты: | Д-30КУ, Д-30КУ-154, Д-30КП, Д-30КП-2, Д-30КП-3, Д-30Ф-6 |
Массогабаритные характеристики |
|
Полная масса: | 1944[1] кг |
Сухая масса: | 1765[1] кг |
Длина без реверса: | 3984 мм |
Длина с реверсом: | 4734[1] мм |
Диаметр: | 1050 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная: | 6800 кгс |
Тяга крейсерская: | 1450[1] кгс |
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая нароботка за всю историю 30 891 800 часов. В 2001 году наработка на досрочный съем двигателя по конструктивно-производственным дефектам составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов).
Содержание |
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Внешние изображения | |
---|---|
Разрез Д-30КП | |
Разрез Д-30КП-3 Бурлак | |
Разрез Д-30КУ | |
Несколько схем Д-30Ф6 |
На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
---|---|---|---|
Тяга, кгс:
- взлетный режим TH< +30`C ,PH > 730 мм рт.ст.,H=0 |
6800 1300 |
6800 1450 |
6800 1300 |
Удельный расход топлива , кг/кгс ч | 0,770 | 0,775 | 0,790 |
Удельный расход масла не более, кг/ч | 1 | 1 | 1 |
Температура воздуха у земли для запуска и работы,оС | -50…+50 | -50…+50 | -50…+50 |
Длина двигателя, мм | 3984 | 4734 | 4836 |
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм | 1050 | 1050 | 1050 |
Сухая масса, кг | 1550 | 1765 | 1810 |
Поставочная масса, кг | 1712 | 1944 | 1980 |
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках | 1967 | 1970 | 1982 |
Устанавливается на самолеты | Ту-134 | Ту-134А | Ту-134А-3, Ту-134Б-3 |
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
---|---|---|---|
Тяга, кгс:
- взлетный режим |
12000 2750 |
12000 2750 |
13000 |
Степень двухконтурности | 2,36 | 2,24 | |
Удельный расход топлива, кг/кгс ч:
- взлетный режим |
0,5 0,7 |
0,510 0,705 |
0,404 0,645 |
Длина двигателя, мм | 5448 | 5734 | |
Диаметр вентилятора, мм | 1560 | 1775 | |
Масса двигателя, кг | 2640 | 2650 |
Всего за время производства было изготовлено около 8000 двигателей.
• Пермский моторный завод - Турбореактивный двухконтурный авиадвигатель Д-30
• НПО Сатурн - продукция
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
Основные типы |
|
||||
---|---|---|---|---|---|
Модификации и гибридные системы |
Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель • Гиперзвуковые прямоточные | ||||
Характеристики и явления |
Степень двухконтурности • Авторотация • Помпаж | ||||
См. также | Форсажная камера | ||||
См. также: Газотурбинные двигатели |
Д-30 (двигатель).