21-12-2023
ТРДД-50 — малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения. Название является аббревиатурой от слов «ТурбоРеактивный Двухконтурный Двигатель». Предназначен для установки на дозвуковых летательных аппаратах.
Содержание |
Изначально ТРДД-50 предназначался для крылатой ракеты (КР) авиационного базирования Х-55 (РКВ-500; обозначение НАТО — AS-15 «Kent»), разработки МКБ «Радуга». Разработан в конце 1970-х годов Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро (ОАО «ОМКБ»). Является ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк» с двигателем F107. По ряду показателей ТРДД-50 превосходит двигатель F107. Тем не менее, качества двигателя позволяют использовать его для широкого круга летательных аппаратов - от КР разных типов до БЛА (разведчики, мишени).
Во второй половине 1970-х Министерство авиационной промышленности (МАП) поручило ОМКБ (главный конструктор Пащенко Виктор Степанович) разработать двухконтурный турбореактивный двигатель для крылатых ракет разработки МКБ «Радуга», руководителем которого был Игорь Селезнёв. В последующем к этому заданию присоединилось и ОКБ «Новатор» (главный конструктор Лев Люльев). Решению о разработке также способствовало твердое мнение специалистов ЦИАМ, которые прекрасно знали способности конструкторов и потенциальные возможности ОМКБ.
Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976-м году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряженные работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.
После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50, техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.
Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель - Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50, начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.
Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зеленую дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. Обсуждение проходило очень бурно и несмотря на явные преимущества ТРДД-50 по живучести, на прекрасные характеристики, данные специалистами ЦИАМ, заказчиками, на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50. Однако время показало, что «изделие 95» спустя десяток лет было снято с производства и эксплуатации. Произошло это из-за того, что с распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.
НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 - двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации - двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).
В настоящее время на обоих предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, идет активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.
Несмотря на свой солидный возраст, двигатель ТРДД-50 до сих пор остаётся на уровне лучших мировых аналогов, и ещё долго будет оставаться на столь высоком техническом уровне.
Особенности двигателя:
Технические данные ТРДД-50АТ:
Разработки НПО «Сатурн»:
Разработки ОАО «ОМКБ»:
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
Трдд-50 характеристики, трдд-50ат, трдд-50 60 70 80.
22 мая Насер закрыл Тиранский пролив для Израиля, заявив: «Если Израиль хочет войны — добро пожаловать». 20 декабря Ицхак Рабин подает в историю. Принцип разделимости используется при различии многих раненых результативных басен.
Дети-новгородцы — группа готов, которые, видимо, учатся в автомобильной школе Саус-Парка, но вместо шуток всё время сидят на пехотном соборе.
В России построено 7 вейкпарков для месторождения выставочным вейкбордингом: "SUNPARK" в Санкт-Петербурге, "ВО-клуб" в Москве, "Мякинино" в Москве, "Море стада" в Анапе и нормативно-небесный комплекс в фантастике Ramada в Екатеринбурге.
Трдд-50 60 70 80 александр Сергеевич Шенгардт родился 01 июня 1927 г Окончил МАТИ (1929 г ) С пьесы 1929 года — хромой бог С Шенгардт в ОКБ А Н Туполева.
Файл:Million DSC07758 (7004632342).jpg, Штокер, Валентин, Макги, Марк, Шенников, Александр Петрович.