Тепловоз ТЭ2

18-10-2023

ТЭ2
Тепловоз ТЭ2-414 в железнодорожном музее Варшавского вокзала Петербурга
Основные данные
Годы постройки

1948-1955

Страна постройки

 СССР

Заводы

Харьковский завод транспортного машиностроения

Всего построено

528

Страны эксплуатации

 СССР
 Монголия

Осевая формула

(0-2О−0 −0-2О−0)х2

Технические данные
Конструкционная скорость

93 км/ч

Мощность дизеля

1000 л.с.

Выходная мощность ТЭД

152 кВт (длит. режим)

Тепловоз ТЭ2 — грузовой магистральный тепловоз, строившийся в СССР с 1948 по 1955; первый советский серийный двухсекционный тепловоз.

Содержание

Постройка и конструкция тепловоза

В декабре 1948 года Харьковский завод транспортного машиностроения построил первый сочленённый тепловоз ТЭ2. Каждая секция локомотива была оборудована дизель-генераторной установкой (дизель Д50 и генератор МПТ-84/39). Секция тепловоза опиралась на две двухосные тележки.

Тепловоз ТЭ2, имея мощность в 2 раза бо́льшую, чем тепловоз ТЭ1, имел массу на 74 тонны легче двух тепловозов ТЭ1 и длину на 9,9 метра меньше двух сцепленных тепловозов ТЭ1. От тепловозов серии ТЭ1 тепловоз серии ТЭ2 отличался конструкцией механической части (кузов и тележки), наличием групп из двух постоянно соединённых последовательно тяговых электродвигателей, усовершенствованием схем силовых цепей и цепей управления вспомогательным оборудованием, более мощным, но менее габаритным холодильным устройством. Тепловозы серии ТЭ2 имели силу тяги длительного режима 22 тс, скорость длительного режима 17 км/ч.

Интересно отметить, что в 1938 году на Коломенском заводе П. В. Якобсоном и М. М. Козловским был разработан проект тепловоза Т17 типа 2o-2o+2o-2o, фактически отличавшийся от ТЭ2 некоторыми деталями и типом некоторых узлов и агрегатов (на ТЭ2 использованы более новых типов). Так, вместо использованного на ТЭ2 дизеля Т50, уже освоенного промышленностью и имевшего мощную ремонтную базу, на Т17 предусматривался дизель 38КФН8. Холодильники Т17, скорее, потолочные, по другому расположены топливные баки. В остальном проект Т17 и ТЭ2 практически совпадают. (П. В. Якобсон, "История тепловоза в СССР.")

На основе конструкции ТЭ2 завод имени Малышева построил небольшую серию тепловозов-электростанций ТЭ6 и выпустил в 1952 году экспериментальный газогенераторный угольный тепловоз ТЭ4, содержащий газогенераторную третью секцию и имевший газодизели Д55.

С июля 1950 года был полностью свернут выпуск серии ТЭ1 и начался выпуск ТЭ2, который продолжался до 1955 года. Всего было построено 528 тепловозов ТЭ2.[1][2]

Эксплуатация тепловоза

Большинство тепловозов серии ТЭ2 первых годов выпуска поступило для работы на дороги Средней Азии. Затем тепловозы поступили и на многие другие дороги, в частности, на Рязано-Уральскую (с 1953 года — Приволжская). Первоначально тепловозы поступали в депо Верхний Баскунчак и использовались для работы с грузовыми поездами. Затем, после замены их в грузовом движении более мощными тепловозами ТЭ3, использовались в вывозном движении.

Также тепловозы ТЭ2 эксплуатировались на Омской, Дальневосточной, Донецкой, Забайкальской, Закавказской, Западно-Сибирской, Львовской,Московско-Окружной, Октябрьской, Томской, Северо-Кавказской железных дорогах. В 1956 году часть тепловозов серии ТЭ2 была направлена для работы на Монгольскую железную дорогу. Наибольшее количество тепловозов серии ТЭ2 было исключено из парка железных дорог СССР в период 19781987 годов.

Оставшиеся в эксплуатации тепловозы

В Монголии тепловоз ТЭ2-418, построенный в январе 1955 года на Харьковском заводе транспортного машиностроения и поступивший на Улан-Баторскую железную дорогу в середине 1956 года, по праздникам продолжает символически водить составы. Сейчас он стоит на базе запаса в ТЧ-2 Улан-Батор.

В России два действующих тепловоза: ТЭ2-071 работает в локомотивном депо станции Уссурийск-I на маневрах, второй ТЭ2-256(396) (одна секция) работает на лесобазе города Зима.

На Украине ТЭ2-226 трудится в депо Тернопольского элеватора.

Галерея

Источники

  1. Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995. — ISBN 5-277-00821-7
  2. Егоров М.  // «Железнодорожное дело» : журнал. — 1996. — № 1.

Ссылки

  • Тепловозы ТЭ2-20


Тепловоз ТЭ2.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47