Капитан Белли (эсминец)

19-10-2023

«Капитан Белли»
«Карл Либкнехт» с 1926 года
ППР-63 с 1956 года
Основная информация
Тип эскадренный миноносец
Государство флага  Россия
 РСФСР
 СССР (1924—1935)
 СССР
Порт приписки Петербург
Верфь Путиловский завод
Строительство начато 16 (30 ноября) 1913 года
Спущен на воду 10 (24 октября) 1915 года
Введён в эксплуатацию 3 августа 1928 года
Выведен из состава флота 30 декабря 1955 года
Современный статус затоплен
Параметры
Водоизмещение 1360 т
Длина 98 м
Ширина 9,34 м
Высота 4,2 м (при полной нагрузке)
Технические данные
Силовая установка 2 паровых турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 ПК «Вулкан»
Мощность 30000 л. с. (21,03 МВт)
Винты 2
Скорость 34 узлов (30,35 максимальная на испытаниях)
Дальность плавания 1720 миль (16 узелов)
Экипаж 150 (после модернизации около 180) человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС типа 291V
Артиллерийское вооружение 4 × 102/60-мм
Зенитная артиллерия 1 × 1 76,2/30 (с 1944 года 4 — 70-К)
Противолодочное вооружение 10 (с 1944 года 46)глубинных бомб, ГАС Дракон 128с (с 1944 года)
Торпедно-минное вооружение 3 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, до 80 морских якорных мин

«Капитан Белли»; с 13 июля 1926 года — «Карл Либкнехт»; с 3 апреля 1956 года — ППР-63 — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» (вторая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).

Содержание

История службы

Зачислен в списки БФ 29 августа 1913 года, заложен 16 ноября 1913 года, спущен на воду 10 октября 1915 года, но вскоре строительство приостановлено, а корабль законсервирован. В октябре 1919 года включен во внутреннюю систему обороны Петрограда. Эсминец получил повреждения во время наводнения 1924 года (сорвало со швартовов и выбросило на мель в районе Лисьего носа). Летом следующего года снят смели и отбуксирован на Северную верфь для достройки. Вступил в строй 3 августа 1928 года и вошёл в состав МСБМ.[1]

Служба между войнами, Зимняя война

После вступления в строй эсминец привлекался к боевой подготовке. С 26 июля по 19 октября 1933 года с составе ЭОН-2 совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и вошёл в состав СВФ (организационно — в отдельный ДЭМ СВФ)[2],[3]. В феврале 1938 года участвовал в эвакуации экспедиции И. Д. Папанина — осуществлял связь между руководителями операции и спасательными кораблями[4]. В 29 ноября — 1 декабря 1939 года осуществлял огневую поддержку и обеспечение ПВО войскам 14-й армии в районе полуостровов Рыбачий и Средний (единственная боевая операция корабля в Зимней войне)[3],[5].

В марте 1940 года участвовал в снятии с мели у о. Кильдин ПЛ Щ-421. С 29 октября 1940 года встал на капитальный ремонт на заводе «Красная кузница». Главные турбины и часть вспомогательных механизмов была отправлена на завод № 190 им. А. А. Жданова, поэтому окончание ремонта и вступление эсминца в строй состоялось только после снятия Блокады[1],[6].

Великая Отечественная война

Вступил в строй после капитального ремонта 9 ноября 1944 года. В ходе ремонта у эсминца было усилено зенитное вооружение: снята зенитная пушка Лендера и пулемёты М-1, добавлены четыре автомата 70-К и по два зенитных пулемёта ДШК и «Браунинг». Установлены ГАС Дракон-128с и РЛС типа 291V[7],[8].

После вступления в строй привлекался в основном к сопровождению конвоев. До окончания боевых действий несколько раз имел контакты с вражескими подводными лодками, но все атаки окончились безрезультатно или результаты не наблюдались. Утром 23 апреля 1945 года в течение трёх часов неоднократно устанавливал контакт и бомбил вражескую лодку. В результате лодка всплыла на поверхность и была потоплена артиллерией эсминца. По советским данным потопленной оказалась U-286, хотя на победу претендуют и британские эскортные корабли[9].

После войны использовался мало из-за технического состояния и 1 октября 1953 года исключён из боевого состава эскадры. 21 сентября 1955 года принял участие в испытания ядерного оружия в районе Новой Земли. Эсминец располагался на расстоянии 1600 метров от эпицентра. Корабль получил незначительные повреждения, но так как «Карл Либкнехт» имел постоянную течь корпуса, его пришлось отбуксировать на мель. В дальнейшем 30 декабря 1955 года он был исключен из списков ВМФ и использовался в качестве плавпричала в губе Белушья[3],[10].

Командиры

Примечания

  1. 1 2 3 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 214 - 215.
  2. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 157.
  3. 1 2 3 Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 46.
  4. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 159.
  5. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 165.
  6. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 189.
  7. Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 44.
  8. Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — С. 149.
  9. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 197 - 198.
  10. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 199 - 201.

Ссылки

  • Балтийские эсминцы
  • Ю. Г. Степанов, И. Ф. Цветков. Эскадренный миноносец «Новик».
  • П. В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920—1955
  • Указатель кораблей (эскадренных миноносцев типа «Новик»)
  • Справка по эсминцам типа «Новик»
  • Названия и даты

Литература

  • Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — 224 с. — (Арсенал-Коллекция). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23164-5
  • Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — 128 с. — ISBN 5-902863-10-4
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9

Капитан Белли (эсминец).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47