09-09-2023
«Киров» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Лёгкий крейсер | |
Государство флага | СССР | |
Верфь | Завод № 189 | |
Строительство начато | 22 октября 1935 года | |
Спущен на воду | 30 ноября 1936 года | |
Введён в эксплуатацию | 26 сентября 1938 года | |
Выведен из состава флота | 22 февраля 1974 года | |
Современный статус | разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 7880 т стандартное 8590 т нормальное 9436 т полное |
|
Длина | 191,3 м | |
Ширина | 17,7 м | |
Высота | 10,1 м | |
Осадка | 5,27 м | |
Бронирование | Борт, нижняя палуба и траверсы — 50 мм, боевая рубка — 100—150 мм, башни ГК — 50 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов | |
Мощность | 113 500 л.с. (83,5 МВт) | |
Скорость | 35,9 узла (66,5 км/ч) | |
Дальность плавания | 3750 миль | |
Автономность корабля | 20 суток | |
Экипаж | при вступлении в строй 692 человек; по штату — 44 офицера, 124 старшины и 566 краснофлотцев — всего 734 человека | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 × 3 × 180/57-мм орудий в башнях МК-3-180; 8 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах |
|
Зенитная артиллерия | 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК; 6 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 3-трубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины; глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1 |
|
Авиационная группа | 2 КОР-1, 1 катапульта К-12 («Хейнкель») |
Киров — Советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26. Спущен на воду 30 сентября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году.
Строился по модернизированому проекту «Раймондо Монтекукколи» («Раймондо Монтекукколи»). Полный пакет технических документов на крейсер был приобретен советской стороной у итальянской фирмы «Ансальдо», главным конструктором проекта 26 был назначен Анатолий Иоасафович Маслов.
Строительство было начато по Постановлению Совета Труда и Обороны от 11 июля 1934 года № 58сс.
Корпус крейсера был заложен на Ленинградском заводе имени С. Орджоникидзе (с опозданием на 4 месяца). Присутствовали — Калинин и наморси В. М. Орлов. Главный строитель — военинженер 2 ранга Н. В. Григорьев. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 269».
7 августа 1937 года под заводским флагом совершил первый выход в море (из Кронштадта по «Маркизовой луже»).
В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили В. Л. Бродского (в этом же году был арестован). В 1938 году, во время торпедных стрельб, одна из учебных торпед, сделав циркуляцию, ударила крейсер в борт, в результате чего был отстранен, а затем арестован председатель комиссии по приемке корабля А. К. Векман.
25 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приемке.
Корпус был изготовлен клепаным методом из стали двух марок — марганцевистой (наружная обшивка, второе дно, главные переборки, верхняя палуба и ее набор и другие несущие конструкции), и обыкновенной углеродистой (сталь 3) — для оконечностей и второстепенных конструкций. Система набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм. Корпус разделен на 19 главных водонепроницаемых отсеков с таким расчетом, чтобы корабль остался на плаву при затоплении любых трех.
15 октября 1939 г. прибыл в Таллин. 22 октября прибыл в Лиепаю, которая стала для него базой до конца советско-финской войны. В этой войне крейсер провел одну боевую операцию — 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ, не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей. Чудом корабль избежал попадания на минное поле. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются).
Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров.
В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.
22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. В таллинском переходе шёл как флагман отряда сил по прикрытию. На нем эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности Госбанка и Краснознаменное знамя Балтийского флота. При переходе корабль подвергся атакам 32-х самолётов, на него сброшено 80 бомб, попаданий не было. Зенитчики корабля сбили и повредили несколько самолётов врага.
30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. С 4 сентября вёл артиллерийской огонь из Кронштадта по наступавшему противнику, выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно корабль подвергался атакам авиации врага, получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), на корабле погибло 3 и ранено 12 моряков. Зенитчики сбили 3 самолёта врага. С 24 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.
В результате проводимых немцами операций «Айсштосс» и «Гёц фон Берлихинген» в апреле — мае 1942 года крейсер получил 4 прямых бомбовых и одно артиллерийское попадание (не считая близких разрывов). Возник сильный пожар, в том числе в артиллерийских погребах, часть из которых пришлось затопить во избежание взрыва. Были повреждены многие надстройки, запасной командный пункт корабля, часть помещений и трубопроводов. На крейсере погибло 86 человек, 46 было ранено.
27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужесто и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награжден орденом Красного Знамени. |
Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по «линии Маннергейма» в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.
17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине, получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.
С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194.
100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение,. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ — около 200 млн руб (в ценах того времени).
29 апреля 1958 года выведен из боевого состава и поставлен на отстой в Кронштадте.
6 сентября 1960 года расконсервирован и передан в состав ЛенВМБ, 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль.
До 1974 года крейсер-ветеран регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты Польши и ГДР. После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города.
Советские лёгкие крейсера проектов 26 и 26-бис | |
---|---|
Проект 26 | Киров • Ворошилов |
Проект 26-бис | Максим Горький • Молотов (Слава) • Калинин • Лазарь Каганович (Петропавловск) |
Лёгкие крейсера ВМФ СССР довоенного периода | ||
---|---|---|
Тип Светлана | «Красный Крым» · «Червона Украина» · «Красный Кавказ» | |
Крейсера проекта 26 | «Киров» · «Ворошилов» · «Максим Горький» · «Молотов» · «Калинин» · «Каганович» |
Киров (крейсер).