08-09-2023
«Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» |
||
---|---|---|
|
||
Лёгкий крейсер «Червона Украина», 1935 год. | ||
Основная информация | ||
Тип | Крейсер типа «Светлана» | |
Государство флага | ||
Верфь | Объединение Николаевских государственных заводов им. А. Марти | |
Строительство начато | 18 октября 1913 | |
Спущен на воду | 19 октября 1915 | |
Введён в эксплуатацию | 21 марта 1927 | |
Выведен из состава флота | 1941 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 7999 т | |
Длина | 163,2 м | |
Ширина | 15,7 м | |
Осадка | 5,7 м | |
Бронирование | борт — 76 мм, рубка — 76/50 мм, палуба 25 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | котлотурбинная | |
Мощность | 50 000 л. с. | |
Винты | 4 винта | |
Скорость | 29 узлов максимальная | |
Дальность плавания | 3700 миль на 14 узлах | |
Экипаж | 852 человек | |
Вооружение | ||
Тактическое ударное вооружение | нет | |
Артиллерийское вооружение | 15x1 130-мм АУ Б-2ЛМ | |
Зенитная артиллерия | 6х1 37-мм ЗАУ 70-К, 2х1 76-мм ЗАУ 39-К | |
Противолодочное вооружение | 2 бомбомета, 30 глубинных бомб | |
Торпедно-минное вооружение | 2x3 533-мм торпедных аппарата, 100 якорных мин | |
Авиационная группа | 1 гидросамолет |
«Червона Украина» — советский военный корабль, лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов»).
Содержание |
19 октября 1915 года в Николаеве завод «Русского судостроительного общества» («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» (головной) и «Адмирал Лазарев». Первая мировая и Гражданская войны надолго остановили строительство.
В феврале 1919 г. захвачен французскими войсками, а в марте, подняв красный флаг, крейсер перешёл на сторону большевиков
.В январе 1920 года отбуксирован белогвардейцами в Одессу и там посажен на мель. В феврале 1920 года возвращён в Николаев. 1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — «Червона Украина». «Червона Украина» вошла в состав флота 21 марта 1927 года. В сопровождении эсминцев «Незаможнык» и «Петровский» в 1928 году советский крейсер с дружественным визитом посетил Турцию. 25 июля 1929 года крейсер посетил И. В. Сталин. В 1930 г. совершил переход в Средиземное море, с посещением Италии и Греции, через четыре года крейсер снова идет в Турцию. Прошёл капитальный ремонт в 1932 году.
Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны, в эвакуации Одессы, обороне Севастополя. 8 ноября 1941 первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани попало две бомбы, из-за чего на корабле, который получил серьёзные повреждения, погибло 70 человек. На следующий день корабль отбуксировали в Южную бухту, где он затонул.
3 ноября 1947 года поднят. 8 февраля 1948 года его поставили в док и отремонтировали. Использовался как учебно-тренировочная станция. С 30 октября 1950 года корабль-цель. 10 мая 1952 года посажен на грунт в районе косы Бакал как мишень для бомбометания морской авиации.
Крейсер «Адмирал Нахимов» перед спуском на воду, 24 октября 1915 года.
Спуск крейсера «Адмирал Нахимов», 25 октября 1915 года.
Лёгкий крейсер «Червона Украина», 1930-е годы.
Фок-мачта крейсера «Червона Украина», потопленного немецкой авиацией.
Лёгкие крейсера ВМФ СССР довоенного периода | ||
---|---|---|
Тип Светлана | «Красный Крым» · «Червона Украина» · «Красный Кавказ» | |
Крейсера проекта 26 | «Киров» · «Ворошилов» · «Максим Горький» · «Молотов» · «Калинин» · «Каганович» |
Червона Украина (крейсер).