17-10-2023
«Максим Горький» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Лёгкий крейсер | |
Государство флага | СССР | |
Верфь | ССЗ № 189 | |
Строительство начато | 20 декабря 1936 года | |
Спущен на воду | 30 апреля 1938 года | |
Введён в эксплуатацию | 12 декабря 1940 года | |
Выведен из состава флота | 18 апреля 1959 года | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 8177 т — стандартное 8882 т — нормальное 9792 т — полное |
|
Длина | 191,4 м | |
Ширина | 17,7 м | |
Высота | 10,1 м, в носу — 13,38 м | |
Осадка | 6,3 м | |
Бронирование | Борт и траверсы 70 мм нижняя палуба 50 мм боевая рубка 150 мм башни ГК (лоб/крыша и борта) 70/50 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов | |
Мощность | 129 750 л. с. (95,4 МВт) | |
Скорость | 36,1 узла (66,9 км/ч) | |
Дальность плавания | 4880 миль на скорости 17,8 узла | |
Автономность корабля | 20 суток | |
Экипаж | при вступлении в строй — 56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца — всего 897 человек. В 1944 году — 963 человека |
|
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 × 3 — 180/57-мм орудий Б-1-П в башнях МК-3-180; 6 × 1 — 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах |
|
Зенитная артиллерия | 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК; 9 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К к 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины; глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1 |
|
Авиационная группа | 2 КОР-1, 1 катапульта ЗК-1 |
Максим Горький — советский лёгкий крейсер, головной корабль проекта 26-бис. Спущен на воду 30 сентября 1936 года. Исключён из состава флота 18 апреля 1959 года.
Содержание |
Главный строитель — Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 270». С 22 по 24 сентября крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был М. М. Михайловский. С 14 октября по 1 ноября 1939 года корабль прошел заводские ходовые совмещенные с государственными испытания. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.
В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:
Строился по откорректированному проекту 26. Главным конструктором был назначен Анатолий Иоасафович Маслов. Отличался от прототипа, крейсера Киров, по следующим параметрам:
13-14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.
В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.
59°20′ с. ш. 22°00′ в. д. / 59.333333° с. ш. 22° в. д. (G) (O) и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси. После установки пластыря, сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского. После осмотра представителями завода № 189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность. Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К.
18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Железной стенке торгового порта вблизи устья Фонтанки, где на нём производился ремонт. Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту.
22 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени. |
В июне 1944 года «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал огнем своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма.
С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийского флота (4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем в Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир — капитан 2 ранга П. М. Гончар) проводились испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10.
Летом 1953 года «Максим Горький» перешел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.
В рассказе Михаила Веллера «Легенда о морском параде» описываются вымышленные события на борту крейсера «Свердлов», обозначенном как однотипный крейсеру «Киров». Можно только догадываться, что прообразом для рассказа Веллера стал «Максим Горький», действительно участвовавший в параде 7 ноября 1947.[1]
Советские лёгкие крейсера проектов 26 и 26-бис | |
---|---|
Проект 26 | Киров • Ворошилов |
Проект 26-бис | Максим Горький • Молотов (Слава) • Калинин • Лазарь Каганович (Петропавловск) |
Лёгкие крейсера ВМФ СССР довоенного периода | ||
---|---|---|
Тип Светлана | «Красный Крым» · «Червона Украина» · «Красный Кавказ» | |
Крейсера проекта 26 | «Киров» · «Ворошилов» · «Максим Горький» · «Молотов» · «Калинин» · «Каганович» |
Максим Горький (крейсер).