Максим Горький (крейсер)

17-10-2023

«Максим Горький»
Основная информация
Тип Лёгкий крейсер
Государство флага  СССР
Верфь ССЗ № 189
Строительство начато 20 декабря 1936 года
Спущен на воду 30 апреля 1938 года
Введён в эксплуатацию 12 декабря 1940 года
Выведен из состава флота 18 апреля 1959 года
Современный статус Разобран на металл
Параметры
Водоизмещение 8177 т — стандартное
8882 т — нормальное
9792 т — полное
Длина 191,4 м
Ширина 17,7 м
Высота 10,1 м, в носу — 13,38 м
Осадка 6,3 м
Бронирование Борт и траверсы 70 мм
нижняя палуба 50 мм
боевая рубка 150 мм
башни ГК (лоб/крыша и борта) 70/50 мм
Технические данные
Силовая установка Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов
Мощность 129 750 л. с. (95,4 МВт)
Скорость 36,1 узла (66,9 км/ч)
Дальность плавания 4880 миль на скорости 17,8 узла
Автономность корабля 20 суток
Экипаж при вступлении в строй — 56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца — всего 897 человек.
В 1944 году — 963 человека
Вооружение
Артиллерийское вооружение 3 × 3 — 180/57-мм орудий Б-1-П в башнях МК-3-180;
6 × 1 — 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах
Зенитная артиллерия 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК;
9 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К
к 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К
Торпедно-минное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю;
164 мины;
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1
Авиационная группа 2 КОР-1,
1 катапульта ЗК-1

Максим Горький — советский лёгкий крейсер, головной корабль проекта 26-бис. Спущен на воду 30 сентября 1936 года. Исключён из состава флота 18 апреля 1959 года.

Содержание

История строительства

Главный строитель — Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 270». С 22 по 24 сентября крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдат­чиком от завода-строителя был М. М. Михайловский. С 14 октября по 1 ноября 1939 года ко­рабль прошел заводские ходовые совмещенные с государственными испыта­ния. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.

В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:

  • 2 сентября 1939 года во время стоянки в доке после митинга обвалилась сходня. Погибло 37 человек;
  • 9 декабря 1939 года военпред и пред­ставитель завода погибли от удушья в цистерне авиационного топлива, где проверяли противопожарную систему;
  • 4 июня 1940 года в море на ходу вырвало проклад­ку фланца паропровода, ошпарило 5 человек.

Особенности конструкции

Строился по откорректированному проекту 26. Главным конструктором был назначен Анатолий Иоасафович Маслов. Отличался от прототипа, крейсера Киров, по следующим параметрам:

  • Толщина брони борта, траверсов и лобовых плит башен ГК была увеличена до 70 мм;
  • Несколько усилена малокалиберная зенитная артиллерия;
  • Четырехногая фок-мачта заменена башенноподобной (для уменьшения вибрации КДП), реконструированна передняя надстройка (высота КДП 20 м вместо 26 на прототипе);
  • Запас топлива увеличен до 1310 т;
  • Запас авиабензина уменьшен до 4,8 т;
  • Установлена отечественная катапульта ЗК-1 производства Ле­нинградского завода ПТО имени Кирова (главный конструктор Бухвостов);
  • Установлена система приборов управления стрель­бой (ПУС) «Молния-АЦ»
  • Установлены усовершенствованные МПУАЗО «Горизонт-2» с ЗАС «Горизонт-2»;
  • Пост УКВ связи перенесён на 4 ярус.

Служба

В Кронштадтском доке

13-14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.

В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

59°20′ с. ш. 22°00′ в. д. / 59.333333° с. ш. 22° в. д. (G) (O) и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси. После установки пластыря, сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского. После осмотра представителями завода № 189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность. Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К.

У пирса ленинградского торгового порта

18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Же­лезной стенке торгового порта вблизи ус­тья Фонтанки, где на нём производился ремонт. Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту.

22 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцо­вое выполнение боевых заданий командо­вания на фронте борьбы с немецко-фаши­стскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и муже­ство» крейсер «Максим Горький» был на­гражден орденом Красного Знамени.

В июне 1944 года «Максим Горький» в со­ставе 4-й артиллерийской группы поддержи­вал огнем своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма.

С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийско­го флота (4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем в Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир — капитан 2 ранга П. М. Гончар) проводились испытания первого совет­ского корабельного вертолета Ка-10.

Летом 1953 года «Максим Горький» пе­решел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февра­ля 1956 года корабль был выведен из бое­вого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исклю­чен из состава ВМФ и передан на слом.

В художественной литературе

В рассказе Михаила Веллера «Легенда о морском параде» описываются вымышленные события на борту крейсера «Свердлов», обозначенном как однотипный крейсеру «Киров». Можно только догадываться, что прообразом для рассказа Веллера стал «Максим Горький», действительно участвовавший в параде 7 ноября 1947.[1]

См. также

Примечания

  1. Чернышев А. А., Кулагин К. Л. От «Кирова» до «Кагановича». Советские крейсера Великой Отечественной. Москва: «Арсенал коллекция», Яуза, Эксмо 2007;

Литература

  • «История отечественного судостроения» под ред. акад. И. Д. Спасского СПб.:Судостроение 1996 — в 5 томах — том 4 ISBN 5-7355-0517-3;
  • «Морская коллекция» (Приложение к журналу «Моделист-Конструктор») № 2 за 2003 год — Крейсера типа «Максим Горький»;
  • А. И. Сорокин, В. Н. Краснов «Корабли проходят испытания» Ленинград:Судостроение 1982;
  • Л. С. Шапиро «Самые быстрые корабли» Ленинград 1981 г.

Ссылки

  • Фотогалерея

Максим Горький (крейсер).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47