20-10-2023
ЭМ проекта 30 «Огневой» | ||
---|---|---|
|
||
ЭМ «Огневой» на первом послевоенном морском параде в Севастополе, 1 мая 1947 года. | ||
Основная информация | ||
Тип | ЭМ | |
Государство флага | СССР | |
Принадлежность | ЧФ ВМФ СССР | |
Верфь | ССЗ им. 61 Коммунара | |
Заказан к постройке | 14 августа 1939 года | |
Строительство начато | 20 августа 1939 года | |
Спущен на воду | 12 ноября 1940 года | |
Введён в эксплуатацию | 22 марта 1945 года | |
Выведен из состава флота | Рассформирован | |
Современный статус | Исключён из ВМФ | |
Параметры | ||
Водоизмещение | стандартное 2 016 т полное 2 767 т |
|
Длина | 115,5 м по КВЛ: 111,0 м[1] |
|
Ширина | 11,0 м по КВЛ: 10,7 м |
|
Осадка | 4,0 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2хПТУ ТВ-6 | |
Мощность | 54 000 л. с. | |
Скорость | максимальная 37,0 узл., экономичная 16,0 узл. | |
Дальность плавания | 3 000 миль на 16,0 узлах | |
Автономность корабля | 10 суток | |
Экипаж | 202 | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2x2 130-мм АУ 6x1 АУ 70-К |
|
Зенитная артиллерия | 1x2 76,2-мм ЗАУ | |
Торпедно-минное вооружение | 2x3 ТТА-533-30 |
Эскадренный миноносец «Огневой» — головной корабль и единственный представитель ЭМ проекта 30, известного так же как тип «Огневой» (код НАТО — «Ognevoy»). Был построен для Советского Военно-Морского Флота в 1940-х годах.
Содержание |
Эскизный проект ЭМ «Огневой» был утвержден 14 августа 1939 года, и уже 20 августа 1939 года он был заложен на заводе № 200 (ССЗ им. 61 Коммунара) в Николаеве под стапельным номером 1086. 9 ноября 1940 года ЭМ «Огневой» был спущен на воду.
С началом Великой Отечественной войны строительство было прекращено, и с 13 по 17 августа 1941 года «Огневой», в недостроенном состоянии, был отбуксирован из Николаева в Севастополь. Решение было принято практически перед самым подходом к городу немецких войск. Недостроенный эсминец «Огневой» решено было использовать для эвакуации семей рабочих и служащих заводов. Для этого на корабле были оборудованы временные жилые помещения. Смонтированная так же 76-мм зенитная установка (одна двухорудийная 7,62-мм зенитная артиллерийская установка 39-К)[2] и опытный орудийный расчёт спасли корабль и всех, кто на нём находились, от звена фашистских «юнкерсов», встреченных на курсе до Севастополя[3].
Впоследствии ЭМ был отбуксирован в Поти, а осенью 1943 года в Батуми на достроечную базу СМЗ (акватория достроечной базы 201-го завода). 20 апреля 1944 года достроечные работы были завершены и 1 мая 1944 года корабль начал швартовые испытания. Весь комплекс испытаний (заводских, ходовых и государственных), которые были совмещены, корабль окончил к 17 февраля 1945 года и 22 марта 1945 года «Огневой» поднял военно-морской флаг. 8 апреля 1945 года вступил в состав Краснознамённого Черноморского флота[4].
17 февраля 1956 года ЭМ «Огневой» был выведен из боевого состава, разоружён и переформирован в корабль-цель. В связи с этим, 27 декабря 1956 года «Огневой» был переименован в «ЦЛ-2».
13 октября 1958 года «Огневой» был расформирован окончательно и 20 октября исключён из списков ВМФ[5].
Основным направлением развития эскадренных миноносцев проекта 30 явилось повышение боевой устойчивости, прочности, мореходности и увеличения дальности плавания.
Прочность и эксплуатационная надежность корпуса были повышены за счёт усиления основных связей продольного набора (палубного стрингера, ширстрека, горизонтального киля) и утолщения в некоторых районах наружной обшивки[2].
Для улучшения мореходных качеств был поднят надводный борт в носу.
На эсминце проекта 30 были устанавлены новые турбозубчатые агрегаты. Количество главных котлов и их производительность были сохранены по проекту 7-У.
Мощность электроэнергетической установки была увеличена. На корабле было размещено два турбогенератора по 100 кВт в машинных отделениях и два дизель-генератора по 50 кВт в котельных отделениях[2].
Примечательно, что из-за отсутствия в Батуми дока, гребные винты и руль на эсминец были установлены водолазами АСС ЧФ.
На эсминце проекта 30 артиллерия ГК, в составе четырёх 130-мм орудий, находилась в двух двухорудийных башнях, расположенных в носу и корме корабля[2]. Зенитная артиллерия калибра 76,2 мм состояла из одной спаренной башенной установки. Такое размещение артиллерии улучшало ее обслуживание в штормовых условиях, обеспечивало защиту личного состава и материальной части от атак штурмовой авиации и поражения осколками от снарядов и бомб.
Примечательно, что артиллерийское вооружение (главный калибр) «Огневой» получил с погибшего «Ташкента». Восстановление орудий производилось на артремзаводе № 232.
Зенитная башня «39-К» была получена с флотских складов, после полутора лет использования в полевых условиях. Данная установка была на вооружении 251-го отдельного подвижного Новороссийского артдивизиона под командованием майора М. Рожковского.
Эскадренные миноносцы проектов 30 и 30-К | ||
---|---|---|
Эскадренные миноносцы проекта 30 |
«Огневой» |
|
Эскадренные миноносцы проекта 30-К |
Миноносцы России по типам | ||
---|---|---|
Миноносцы (1877—1903) | ||
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900—1907) |
||
Минные крейсера, переклассифицированные в эсминцы (1904—1906) |
||
«Новики» (1914—1925 гг.) |
«Новик» • «Дерзкий» • «Счастливый» • «Орфей» • «Лейтенант Ильин» • «Гавриил» • «Изяслав» • «Гогланд» • «Фидониси» |
|
Эскадренные миноносцы СССР (1925—1957 гг.) |
||
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
||
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А • проект 61 • проект 1134 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1135 • проект 1155 • проект 1151.1 • |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} • {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
Огневой (эсминец).