Театральная (станция метро, Киев)

14-05-2023

50°26′43″ с. ш. 30°31′06″ в. д. / 50.445278° с. ш. 30.518333° в. д. (G) (O) (Я)

«Театральная»
Святошинско-Броварская линия
Киевский метрополитен
Дата открытия:

6 ноября 1987 года

Проектное название:

Улица Ленина[1], Театральная[2]

Прежние названия:

Ленинская

Район:

Шевченковский

Тип:

пилонная,
глубокого заложения

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Длина платформы, м.:

102,0

Архитекторы:

Н. М. Алёшкин, А. С. Крушинский, Т. А. Целиковская

Скульпторы:

А. В. Кущ

Станцию возвело:

Киевметрострой

Выход к улицам:

Богдана Хмельницкого, Пушкинская

Переходы на станции:

«Золотые ворота»

Наземный транспорт:

А 38

Время открытия:

05:43

Время закрытия:

00:18

Код станции:

119

«Театральная» на Викискладе
Святошинско-Броварская линия
ПК068+75 Академгородок
ПК054+15 Житомирская
ПК036+15 Святошин
ПК026+50 Нивки
Путепровод над железной дорогой
ПК016+03 Берестейская
ПК5+65 Шулявская
ПК17+63 Политехнический институт
ПК38+54 Вокзальная
ПК49+11 Университет
ПК57+92 Театральная






ПК65+19 Крещатик
ССВ к Площади Независимости
ССВ к Кловской
ПК81+45 Арсенальная
ПК91+00 Днепр
Метромост через р. Днепр
ПК105+00 Гидропарк
Метромост через Русановский пролив
ПК121+09 Левобережная
Путепровод через улицу Луначарского
Путепровод над железной дорогой
ТЧ-1 «Дарница»
ПК132+38 Дарница
ПК145+66 Черниговская
ПК157+65 Лесная

«Театра́льная» (укр. «Театра́льна») — 28-я станция Киевского метрополитена. Расположена на Святошинско-Броварской линии, между станциями «Университет» и «Крещатик». Открыта 6 ноября 1987 года под названием «Ле́нинская». Нынешнее название — со 2 февраля 1993 года[3] от расположенных поблизости Русского драматического театра им. Леси Украинки и Национальной оперы Украины. Пассажиропоток — 17,8 тыс. чел./сутки[4].

Является частью пересадочного узла между Святошинско-Броварской и Сырецко-Печерской линиями.

Рядом со станцией находятся Центральный универмаг и природоведческий музей.

Содержание

История строительства

Станция встроена в действующую линию специально как пересадочный пункт на Сырецко-Печерскую линию. Южнее старых тоннелей перегона «Университет» — «Крещатик» начали строительство станции и подъездных тоннелей. На завершающем этапе строительства новый узел присоединили к существующей линии. При этом в течение полугода, с 31 марта по 1 октября 1987 года, линия оказалась разорванной надвое, между «Университетом» и «Крещатиком» поезда не ходили. На этот период транспортное сообщение между «Университетом» и «Крещатиком» выполнял временный троллейбусный маршрут номер 32, следующий от Киево-Печерской Лавры до Железнодорожного вокзала. Саму станцию открыли чуть более чем через месяц после возобновления движения, приурочив открытие к 6 ноября — накануне 70-й годовщины Великой Октябрьской революции[5]. В тот же день был и закрыт троллейбусный маршрут номер 32.

Старые тоннели, длиной более 300 м каждый, находятся в законсервированном состоянии и частично перерезаются сводом станции «Золотые ворота». Для профилактических осмотров к тоннелям имеется доступ через служебные проходы[6].

Конструкция

Станция глубокого заложения. Имеет три подземных зала — средний и два зала с посадочными платформами. Залы станции соединены между собой рядом проходов-порталов, которые чередуются с пилонами. Средний зал при помощи эскалаторного тоннеля с четырёхленточным одномаршевым эскалатором соединен с подземным вестибюлем, совмещенным с подземным переходом на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской.

Архитектура и оформление

По причине того, что проектное название станции было «Ленинская», архитекторам поставили задачу создать оформление подземного вестибюля, посвященное Ленину. В первом проекте коллектив архитекторов постарался сделать акцент на том, что Ленин любил как человек. Однако этот проект был отклонен и станция приобрела интерьер в официозном стиле[6].

В оформлении преобладает гранит красно-коричневых тонов Лезниковського месторождения в Житомирской области (с того самого, откуда в 1929 году взят камень для Мавзолея Ленина[7]), которым отделаны пилоны и торец центрального зала. В нишах пилонов со стороны центрального зала установлены металлические горельефы в виде знамён с цитатами из работ Ленина на русском и украинском языках. В торце зала размещён бронзовый бюст Ленина. Со стороны посадочных платформ центральная часть пилонов отделана светло-серым мрамором.

Подсветка центрального и платформенных залов — закарнизная. Путевые стены отделаны белым мрамором.

Верхний цилиндрический подземный вестибюль целиком является композицией «Спираль времени», состоящей из горельефов и барельефов, олицетворяющих отображение исторических событий, превращихся в птиц и лучи, и наконец сходящихся в центре свода, где смонтирована большая люстра с мягким белым светом.

Пересадки

В середине зала станции расположены четыре галереи-прохода над платформой второго пути, ведущие к четырёхленточному одномаршевому эскалатору, по которому можно перейти на станцию «Золотые ворота».

Изображения

Режим работы

Открытие — 5:43, закрытие — 0:18.

Отправление первого поезда в направлении:

Отправление последнего поезда в направлении:

Расписание отправления поездов в вечернее время суток (после 22:00) в направлении:

Переход на станцию «Золотые ворота» работает с 5:50 до 0:27.

Интересные факты

Подземный переход станции метро «Театральная» стал центром отдыха для пожилых киевлян. Каждые выходные в переходе собираются десятки людей и устраивают танцы под живой аккомпанемент[8].

Примечания

  1. Марченко И. Киевский метрополитен: третья линия // «Советская Украина» № 197. — 1977.  (укр.)
  2. Метро: радиусы скорости // «Вечерний Киев». — 1978. — 31 января.  (укр.)
  3. Распоряжение Киевского городского совета и Киевской городской государственной администрации от 02.02.1993 № 16/116 «О возвращении улицам исторических названий, переименовании парков культуры и отдыха, станций метро».  (укр.)
  4. Пассажиропоток по станциям Киевского метрополитена за 2011 год.
  5. Козлов К. П., Машкевич С. В. Київський тролейбус — Київ: «КИЙ», 2009. — С. 312—315.  (укр.) (англ.)
  6. Мельничук Г. Загадки подземки // «Газета по-киевски». — 2007. — 29 января.
  7. Мавзолей на Красной площади в Москве — выполнен с использованием гранита из Лезниковского месторождения.
  8. Каждые выходные один из переходов киевского метро превращается в танцплощадку // Первый канал. — 2009. — 21 марта.

Ссылки

  • Сведения на официальном сайте Киевского метрополитена
  • Страница станции на неофициальном сайте Киевского метрополитена
  • Театральна (станція метро) на ВЕК  (укр.)
  • Тоцкий Олег. Метро, которого нет: «Театральная» // tov-tob.livejournal.com. — 2012. — 30 июля.


Линии Киевского метрополитена
Святошинско-Броварская Куренёвско-Красноармейская Сырецко-Печерская Подольско-Вигуровская Левобережная

Театральная (станция метро, Киев).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47