HMS Royal Sovereign (1915)

11-10-2023

«Ройял Соверин»
HMS Royal Sovereign
HMS Royal Sovereign
Служба:  Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль типа «Ривендж»
Организация Королевский флот
Строительство начато 15 января 1914 года
Спущен на воду 29 мая 1915 года
Выведен из состава флота Передан ВМФ СССР 30 мая 1944 года
Служба:  СССР
Название «Архангельск»
Организация ВМФ СССР
Введен в эксплуатацию 30 мая 1944 года
Выведен из состава флота В январе 1949 года возвращён Великобритании
Статус Разобран в 1949 году
Основные характеристики
Водоизмещение 28 000 т нормальное
31 000 т полное
Длина 189 м
176,9м по КВЛ
Ширина 27,0 м
Осадка 8,7 м
Бронирование главный пояс: 102-330 мм
траверзы: 102—152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб — 330 мм
барбеты башен ГК: 102—254 мм
боевая рубка: 279 мм
Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти
турбины системы Парсонса
Мощность 26 500 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21 узла максимальная
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 381-мм/42 Mk I
14 × 1 — 152-мм/50 BL Mk XII
2 × 1 — 76-мм
4 × 1 — 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 533-мм ТА

HMS Royal Sovereign (Корабль Его Величества «Ройял Соверин») — cупердредноут, головной в серии из пяти кораблей типа «Ривендж». Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте, Великобритания, 29 мая 1915 года. Включён в списки флота в мае 1916 года. С 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».

Содержание

Cлужба в Королевских ВМС Великобритании (1915—1944)

Май 1916 года — приписан к 1-й эскадре Гранд флита.

1916 год — из-за поломки машин не смог принять участие в Ютландском сражении.

В 1920—1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. В 1924—1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырём), которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий, и радаров. Угол возвышения орудий главного калибра не был увеличен, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии (Home Fleet), а потом был переведён в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года участвовал в сражении при Пунта-Стило, однако из-за недостаточной скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре» и «Граф Кавур» решительный бой.

В 1940—1941 годах «Ройял Соверен» сопровождал атлантические конвои.

В 1942 году был на короткое время приписан к Восточному флоту, базировавшемуся в Тринкомали, на о-ве Цейлон, а потом переведён в Килиндини, Кения, поскольку считался слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плохого состояния механизмов прошёл капитальный ремонт в США, после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

Служба в советском ВМФ (1944—1949)

Линейный корабль «Архангельск» в 1944 году

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

  • главный калибр — 8 381/42 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;
  • противоминный калибр — 8 152/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;
  • зенитный калибр дальнего боя — 8 102/45 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных щитовых установках;
  • зенитный калибр ближнего боя — 24 40/45 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырехствольных установках, 46 20/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

  • Водоизмещение порожнего — 28 950 т;
  • Водоизмещение стандартное — 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);
  • Водоизмещение полное — 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).
  • Наибольшая длина 189,38 м
  • Длина по ватерлинии 187,3 м
  • Наибольшая ширина (по булям) — 32,18 м
  • Высота борта (наибольшая) — 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте — мичманы и главстаршины), 151 — 2-го и 970 — 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко, начальником штаба отряда — контр-адмирала В. А. Фокина, начальником политотдела — капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора — контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат»). Подготовку к приему корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта линейный корабль Royal Sovereign и другие получаемые корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.

Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия». 7 мая моряки прибыли на ВМБ Гринок близ Глазго, откуда по железной дороге добрались до ВМБ Розайт, где стоял линкор. Начались работы по ремонту корабля и подготовке команды. Линкор оказался в относительно приличном состоянии, хотя были обнаружены дефекты в гидравлике. Также выявились большой расстрел стволов главного калибра и отсутствие фугасных снарядов. Командование отряда поставило вопрос о смене лейнеров и об обеспечении корабля фугасными снарядами.

30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

В течение лета линкор выходил в море для учебных стрельб и совместной практики с другими кораблями. 17 августа «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск). Сначала линкор с восемью эсминцами держался вместе с конвоем, подвергшимся нескольким атакам подводных лодок, а затем, увеличив ход, оторвался от конвоя и следовал к северу от него, также отражая атаки подводных лодок. 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу, где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.

До конца войны линкор не покидал Кольского залива. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы. Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, стоя на якоре, а в ноябре имел 10—12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного). Наибольшее ходовое время за год — 40 суток — корабль имел в 1945 году, за это время он прошел 2750 миль, а в дальнейшем эксплуатировался вдвое менее интенсивно, периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. Всего в 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году — 1826 миль (21 ходовые сутки). Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил.

Дальнейшая судьба

15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на военно-морскую базу Розайт, где и был разобран.

В 1950 году некоторые части 15-дюймовых башен линкора были использованы в конструкции 76-метрового радиотелескопа «Ловелл».

Литература

  • Гузанов В.Г. «Волчий фьорд». — М.: ТЕРРА, 1998. — 320 с. — (Секретные миссии). — ISBN 5-300-01801-5
  • Васильев А. М. Линейный корабль «Архангельск» / «Гангут», № 27, 2001 г. [1]
  • Савельев Е. В. От Скапа-Флоу до Ваенги на линкоре «Архангельск» / «Гангут», № 9, 1995 г.
  • Усов В. Ю. Линейный корабль «Архангельск» // Судостроение. 1995. № 2—3.

Ссылки

  • Линейный корабль «Архангельск»
  • Линейный корабль «АРХАНГЕЛЬСК» («Ройял Соверен»)
  • Фото
  • Фото
  • Фото
  • Приборка главного калибра. Линкор «Архангельск». (Фото)


HMS Royal Sovereign (1915).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47