25-07-2023
Т-44 | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | средний танк | ||||||||||||||
Боевая масса, т | 31,0 | ||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||
История | |||||||||||||||
Производитель | СССР | ||||||||||||||
Годы производства | 1944—1947 | ||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1945 — конец 1970-х | ||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 1823 | ||||||||||||||
Основные операторы | СССР | ||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6070 | ||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 7650 | ||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3180 | ||||||||||||||
Высота, мм | 2410 | ||||||||||||||
База, мм | 3800 | ||||||||||||||
Колея, мм | 2630 | ||||||||||||||
Клиренс, мм | 425 | ||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 90 / 60°[1] | ||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 90 / 45°[1] | ||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 75 / 0°[1] | ||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 30 / 60°[1] | ||||||||||||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 45 / 17°[1] | ||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 30 / 70°[1] | ||||||||||||||
Днище, мм | 15[1] | ||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 15—20[1] | ||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 120 | ||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 90 / 20°[1] | ||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 75 / 12°[1] | ||||||||||||||
Крыша башни, мм | 15 | ||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года | ||||||||||||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 54,6 | ||||||||||||||
Боекомплект пушки | 58 | ||||||||||||||
Углы ВН, град. | −5…+25° | ||||||||||||||
Прицелы | телескопический ТШ-16 | ||||||||||||||
Пулемёты | 2 × 7,62-мм ДТМ | ||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 500 | ||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 60 | ||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25..30 | ||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 200..250 | ||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 180..200 | ||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 15,6 | ||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,83 | ||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,73 | ||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,5 | ||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций; в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал. После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, его выпуск ограничился сравнительно малым количеством (всего было выпущено 1823 танка этого типа) и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.
Содержание |
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение нового двигателя В-44 в котором изменили расположение водяного и масляного насосов позволило сократить длину и высоту корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение за счет моторного и улучшены условия работы экипажа. При меньшей на 300мм высоте корпуса исчезли надгусеничные ниши и боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. Благодаря новой компоновке удалось сместить к центру тяжести танка башню, что повышало точность стрельбы на ходу, снизило вероятность зачерпывания грунта длинноствольной пушкой при движении на пересеченной местности и позволило более равномерно распределить нагрузку на катки. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя убрали на освободившееся место на крыше корпуса. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на передние катки снизилась за счет нового расположения башни, и как следствие лобовая броня была увеличена до 120 мм. Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа повышало оперативность. Курсовой пулемет по сложившейся традиции оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вёл механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была.
Сравнение основных советских средних танков периода Второй мировой войны
Т-34, модификация 1940 года | Т-34, модификация 1941 года | Т-34, модификация 1942 года | Т-34, модификация 1943 года | Т-34-85 | Т-44 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Масса, т | 26 | 26,5 | 28,5 | 30,9 | 32 | 31,9 |
Орудие | 76-мм Л-11 | 76-мм Ф-34 | 76-мм Ф-34 | 76-мм Ф-34 | 85-мм ЗИС-С-53 | 85-мм ЗИС-С-53 |
БК, снарядов | 76 | 77 | 77 | 100 | 60 | 58 |
Горючее, л | 460 | 460 | 610 | 790 | 810 | 642 |
Запас хода, км | 300 | 400 | 400 | 465 | 360 | 300 |
Броня, мм | 15—45 | 20—52 | 20—65 | 20—70 | 20—90 | 15—120 |
Боеприпасы пушки С-53[2][3] | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
УБР-365 | бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-365 | 16,00 | 9,20 | МД-5 или МД-7 | 800 | 950 | ||
УБР-365К | бронебойный остроголовый, трассирующий | БР-365К | 16,20 | 9,34 | МД-8 | 800 | 900 | ||
УБР-367 | бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий | БР-367 | ДБР-2 | послевоенный период | |||||
УБР-365П | бронебойный подкалиберный катушечного типа, трассирующий | БР-365П | 11,42 | 4,99 | — | — | 1050 | 1100 | 1944 |
УБ-367П | бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий | БР-367П | 11,72 | 5,35 | — | — | 1024 | 1140 | послевоенный период |
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
УО-365К | стальная цельнокорпусная зенитная осколочная граната | О-365 | 16,30 | 9,54 | 660 | КТМ-1 или КТМЗ-1 | 793 | ||
УО-365К | стальная осколочная граната с переходной головкой | О-365 | 16,30 | 9,54 | 660 | КТМ-1 или КТМЗ-1 | |||
УО-367 | стальная цельнокорпусная осколочная граната, с уменьшенным зарядом | О-365К | 9,54 | 741 | КТМ-1 или КТМЗ-1 | ||||
Практические снаряды | |||||||||
УПБР-367 | практический сплошной, трассирующий | ПБР-367 | — | — |
Таблица бронепробиваемости для С-53[4][5] | ||||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 300 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-365 | ||||||
(угол встречи 90°) | 119 | 115 | 111; 105[6] | 102; 100[6] | 93; 92[6] | 85[6] |
(угол встречи 60°) | 97 | 93 | 91; 90[6] | 83; 85[6] | 76; 78[6] | 69; 72[6] |
БР-365К | ||||||
(угол встречи 90°) | 126 | 118 | 110; 108[6] | 95; 102[6] | 75; 90[6] | 65; 82[6] |
(угол встречи 60°) | 103 | 96 | 90[6] | 75; 78[6] | 65; 72[6] | 50; 66[6] |
БР-365П | ||||||
(угол встречи 90°) | 167 | 152 | 140 | 110 | 85[7] | —[7] |
(угол встречи 60°) | 124 | 114 | 100 | 80 | 60[7] | |
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
На танке был применен новый двигатель В-44 мощностью 520 л.с и новая 5-ступенчатая коробка передач. За счет улучшенной топливной аппаратуры удалось поднять мощность на 20 л.с. при тех же объемах цилиндров. Впервые была применена поперечная схема расположения двигателя. В трансмиссии танка использовали для передачи усилия от двигателя к параллельно ему расположенной коробке передач новый агрегат — "гитару", редуктор с передаточным числом 0.7. За счет того что число оборотов увеличилось, а передаваемые нагрузки уменьшились коробка передач была сделана легкой и компактной. Воздухоочиститель нового типа перенесли из развала цилиндров к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Сам вентилятор сместили к кормовому листу. Масляный и водяной радиаторы поставили горизонтально под крышкой моторного отделения в однородном воздушном потоке. Такая система охлаждения была более эффективной.
Ходовая часть Т-44 состояла из ведущих колёс, по конструкции аналогичных Т-34, за исключением того, что для улучшения условий зацепления роликов колеса с гребнями траков при износе шарниров траков его диаметр был увеличен до 650 мм (против 635 мм у Т-34).
Опорные катки Т-44 были сдвоенными с наружными резиновыми бандажами и отличались от катков Т-34 уменьшенным диаметром — 780×660×150. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску, в корне отличающуюся от подвески Т-34 — подвески типа «Кристи». Отказ от пружинных «свечей» позволил уменьшить внутреннее заброневое пространство, уменьшить габариты машины и улучшить условия обитаемости экипажа, улучшить технологичность изготовления и упростить обслуживание. Таким образом именно Т-44 поставил точку в истории колесно-гусеничных танков в СССР, одной из наиболее ярких особенностей которых и была подвеска «Кристи». Гусеничные цепи Т-34 и Т-44 первых серий выпуска были унифицированы. Впоследствии для Т-44 была разработана оригинальная гусеничная цепь, устанавливалась на Т-44М, катки поздних Т-44 имели конструкцию, схожую с катками Т-55.
На базе Т-44 был разработан вариант с пушкой Д-10С и противокумолятивными экранами на башне и бортах корпуса, сваренными из цельнокатанных броневых листов.
В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 часть Т-44 были переоборудованы в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.
Единственным вооруженным конфликтом в котором участвовал Т-44 была Операция «Вихрь»[8]. Кроме того, под конец своей службы им всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильме «Освобождение». После соответствующей переделки танки оставались отличимы от немецких машин. В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры» и «На дорогах войны», где он «играет» роль Т-34. В детском фильме "Внимание, черепаха!" Т-44 на учениях возглавляет колонну Т-55.
Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее "Линия Сталина" недалеко от Минска и на площадке военной техники в музее "Брестская крепость-герой".
Танк Т-44
В музее города Вольска
Т-44-122 и Т-44-85
Т-44-100 со стальными противокумулятивными экранами
|
||
---|---|---|
Танки советской школы танкостроения |
Т-44 · Т-54 · Т-55 · Т-62 · Т-64 · Т-72 · Т-80 · Тип 59 · Тип 69 · Тип 79 · Тип 80 · Тип 85 · Тип 88 · TR-580 · M84 · Чхонмахо | |
Танки стран НАТО | «Центурион» · «Чифтен» · «Виккерс» · «Челленджер» · «Леопард» · «Леопард 2» · OF-40 · M46 «Паттон» · M47 «Паттон II» · M48 «Паттон III» · M60 · M1 «Абрамс» · AMX-30 | |
Танки третьих стран | TAM · «Меркава» · «Виджаянта» · Тип 88 K1 · Pz.61 · Pz.68 · Strv-74 · Strv-103 · «Олифант» · Тип 61 · Тип 74 |
T-44.