Бауманская (станция метро)

14-04-2023

55°46′20.5″ с. ш. 37°40′44.5″ в. д. / 55.772361° с. ш. 37.679028° в. д. (G) (O) (Я)

«Бауманская»
Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Дата открытия:

18 января 1944 года

Прежние названия:

«Спартаковская», «Разгуляй» (проектные)

Проекты переименования:

«Елохово» (1992 год)

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

Б. М. Иофан[1]

Архитекторы вестибюлей:

Б. М. Иофан
Ю. П. Зенкевич
В. В. Пелевин[1]

Инженеры-конструкторы:

Б. М. Прикот
Б. В. Грейц

Выход к улицам:

Бауманская улица

Переходы на станции:

"Бауманская" Третьего пересадочного контура (ожидается)

Наземный транспорт:

Тб 22, 25, 45, 88; Тм 37, 45, 50

Время открытия:

5:30

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн

Код станции:

047

«Бауманская» на Викискладе
Арбатско-Покровская линия
Щёлковская
Первомайская
Измайловская
ТЧ-3 «Измайлово»
Первомайская
Партизанская
Семёновская
Электрозаводская
Бауманская
Курская
ССВ к Тверской
Площадь Революции
ССВ к Охотному ряду
ССВ к Александровскому саду
Арбатская





Смоленская





Киевская
Парк Победы
съезд к Ломоносовскому проспекту
Славянский бульвар
Кунцевская
съезд к Кунцевской
Молодёжная
Крылатское
Притоннельный объект «Д»
Троице-Лыково
Строгино
Мякинино
Мякининский метромост через р. Москву
Волоколамская
Митино
Пятницкое шоссе
ТЧ «Митино»

«Ба́уманская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метро. Расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (ныне «Партизанская») (третья очередь строительства). Название получила в честь Н. Э. Баумана.

Содержание

История

История проектирования станции «Бауманская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский Вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году[2].

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70%. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено в мае 1943 года. «Спартаковская» была переименована в «Бауманскую» и открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская» 18 января 1944 года[2].

В 1989 году по новому проекту хордовых линий через «Бауманскую» планировалось провести хорду ХимкиЖулебино[3]. В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Елохово», однако он не был осуществлён[1]. Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро[4], который призван разгрузить Кольцевую линию[5]. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской»[6] .

Архитектура и оформление

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Б. М. Иофан в своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал название станции буквально — в древнеримском стиле, наполнив её классическими скульптурами, «напоминающими о великом революционере античного мира». Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.

Пилоны облицованы белым мрамором «газган». На пилонах со стороны центрального зала есть вставки из красного шокшинского кварцита[7], между которыми установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны (скульптор В. А. Андреев). Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Путевые стены облицованы серым и чёрным мрамором. Торцевая стена центрального зала украшена мозаичным портретом В. И. Ленина на фоне развевающихся знамён. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда — непосредственно над пилонами и на своде.

Наземный вестибюль выполнен в виде павильона сложной формы и облицован мрамором «газган» изнутри и керамической плиткой снаружи. Внутри вестибюля у выхода установлен бюст Н. Э. Баумана (скульптор А. П. Шлыков). Над эскалаторным ходом располагается мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович). В 1960-е годы фасад вестибюля был заново облицован керамической плиткой.

Станция в цифрах

  • Код станции — 047[1].
  • Глубина залегания станции — 32,5 метра.
  • Высота над уровнем моря составляет 110 метров
  • Пикет ПК053+63,3[8].
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 72 420 человек[9].Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 78 000 человек, по выходу — 78 300 человек[10].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[11].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[12]:
Понедельникпятница
(чч:мм:сс)
Субботавоскресенье
(чч:мм:сс)
По чётным числам
По нечётным числам
В сторону станции «Митино» 5:40:10 5:42:30
5:43:40 5:42:10
В сторону станции «Щёлковская» 5:52:45 5:53:00
5:53:10 5:53:00

Расположение

Станция метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская». Выход в город на Бауманскую улицу.

Наземный общественный транспорт

Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[13][14]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
трол. № 22 «Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Электрозаводская»

«Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая

16-я Парковая улица Комсомольская площадь
трол. № 25 «Электрозаводская», «Китай-город», «Лубянка», «Кузнецкий мост» Проспект Будённого Лубянская площадь
трол. № 45 «Электрозаводская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная» Проспект Будённого 4-я Кабельная улица
тролл. № 88 «Электрозаводская»

«Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая

Проспект Будённого Комсомольская площадь
трам. № 37 «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная» Новогиреево Курский вокзал
трам. № 45 «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная» Новогиреево Курский вокзал

Достопримечательности

Интересные факты

  • На станции работают на сегодня самые старые эскалаторы Московского метро, со стажем в почти 70 лет. Их замена планировалась ещё с конца 2000-х, но так и не была реализована по сей день из-за планов по совмещённому строительству второго вестибюля станции, запланированного на 2013-2014 гг.[15][16]
  • На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «сайт, посвящённый её расследованию.
  • На торцевой стене на фоне знамён ранее располагался не только портрет В. И. Ленина, но и И. В. Сталина.[17]

Перспективы

На станции запланирована постройка второго вестибюля с независимым выходом из восточного торца. 24 февраля 2012 рабочая группа комиссии правительства Москвы по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия рекомендовала к сносу 13 строений для возведения второго вестибюля станции «Бауманская»[18]. 14 марта 2012 назначен конкурс по разработке проекта планировки второго выхода станции. В проекте предстоит определить точное место размещения вестибюля и выходов станции, внести предложения по корректировке маршрутов наземного пассажирского транспорта[19]. На пресс-конференции открытия после ремонта вестибюля станции «Парк Культуры» Кольцевой линии заместитель мэра М. Хуснуллин заметил, что «Бауманскую» придётся закрыть на 1-2 года в связи с капитальными работами по реставрации зала, реконструкции выходов, а также заменой старых эскалаторов и строительством новых «одновременно», так как она является «следующей по списку».

Ранее сообщалось, что наклонный эскалаторный ход восточного вестибюля будет пройден с помощью тоннелепроходческого комплекса компании Lovat Inc. (Канада), который успешно зарекомендовал себя при строительстве наклонных ходов вестибюлей станции «Марьина Роща». Однако Мосметростроем принято решение использовать данный комплекс при строительстве наклонных ходов вестибюлей станции «Селигерская». Наклонный ход нового вестибюля «Бауманской» будет пройден традиционным ручным способом с использованием обделки из чугунных тюбингов и применением блокоукладчика ТНУ-3 Гп[20].

По состоянию на 25 июля 2012 года реконструкция пока не начиналась. Выполняются работы по сносу строений и освобождению площадки под строительство восточного вестибюля.

С 10 июля примерно на месяц станция будет работать в ограниченном режиме в связи с ремонтом 3-го эскалатора[21][22].

Станция в культуре

Станция «Бауманская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Бауманского альянса вместе с «Электрозаводской» и «Семёновской»[23].

См. также

Примечания

  1. ↑ Бауманская. Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 14 мая 2012.
  2. ↑ Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 11 марта 2011.
  3. От скоростных хорд до мини-метро. metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2012.
  4. Власти Москвы утвердили план развития столичного метро с 2012 года. РИА Новости. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 8 января 2011 года.
  5. Третий пересадочный контур метро разгрузит Кольцевую ветку на 20%. РИА Новости. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 8 января 2011 года.
  6. Третий пересадочный контур. Метрострой. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012. Проверено 14 августа 2012.
  7. http://www.diletant.ru/excursions/38178/
  8. Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 14 марта 2011.
  9. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 19 декабря 2010 года.
  10. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 26 апреля 2012 года.
  11. Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 19 декабря 2010 года.
  12. Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 25 января 2012 года.
  13. Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Бауманская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  14. Поиск трамвайного маршрута Москвы. Бауманская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 18 марта 2012.
  15. Постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2011 г. N 40-ПП «О финансировании проектирования и строительства вновь начинаемых объектов Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2011 год»
  16. Инвестиционная программа. история) Проверено 25 марта 2011.
  17. Московский метрополитен. М.: Интеррос, 2005 ISBN 5-98234-012-X
  18. Власти Москвы снесут более десятка зданий для строительства вестибюля станции метро «Бауманская» — Газета. Ru | Новости дня
  19. В Москве будет разработан проект планировки второго выхода станции метро «Бауманская». — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг
  20. Об этом было заявлено главным механиком Мосметростроя М. И. Масловым в интервью газете «Метростроевец». См. Петрунин Ю. Техника для новых объектов (рус.) // Метростроевец : газета. — 2012. — № 11. — С. 2.
  21. Две линии московского метро и две станции на действующих перегонах начнут строить в этом году. ИА "Интерфакс" (23 марта 2011). Проверено 25 марта 2011.
  22. Главные новости часа | Архив | Лента новостей «РИА Новости»
  23. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2

Ссылки

  • Бауманская на www.metro.ru
  • Бауманская на old.mosmetro.ru
  • Бауманская на news.metro.ru
  • Панорамные фотографии станции
  • Схема станции на www.metroreklama.ru

Бауманская (станция метро).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47